Участковый принцип: инновационно, удобно, быстро

Из всех категорий граждан, обращающихся в органы социальной защиты, пожилые люди – самая многочисленная. Как сделать так, чтобы визит любого представителя старшего поколения в это столь важное для него учреждение не был ничем омрачен? О том, какую работу по повышению качества и доступности социально-значимых услуг ведет Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ , мы говорим с заместителем министра Натальей Бутаевой.

– Наталья Владимировна, многие связывают свой предстоящий визит в органы соцзащиты с тем, что предварительно надо собрать кучу справок в других учреждениях. Появились какие-то новшества, позволяющие минимизировать количество документов?
– Совместно с подведомственными учреждениями министерство внедрило систему «Электронное хранилище документов получателей услуг в сфере социальной защиты населения Республики Татарстан». Она позволяет формировать выплатные дела в электронном виде, а также создать единый банк данных личностных документов граждан, обращающихся за назначением социальных выплат. Когда этот проект будет реализован в полном объеме, это приведет к значительному уменьшению количества документов, которые гражданам необходимо предоставлять в органы соцзащиты. Перед отделениями материальной помощи на местах поставлена задача до конца года провести работу по переводу в электронный вид всех актуальных выплатных дел, а их ни много ни мало полтора миллиона. Как идет электронное взаимодействие с ведомствами, владеющими необходимыми сведениями для назначения социальных выплат?
– Информационный обмен постоянно расширяется. Например, нашим клиентам, находящимся на заслуженном отдыхе, постоянно требовалось приносить разные справки из Пенсионного фонда. Теперь это в прошлом, ведь в рамках электронного обмена органы социальной защиты получают информацию о назначенных пенсиях, ежемесячных денежных выплатах. Такой механизм позволяет, при наличии информации о гражданине, назначить обычному пенсионеру ежемесячную денежную выплату на проезд, а также при продлении гражданину инвалидности на новый срок в оперативном порядке предоставлять субсидии-льготы на оплату ЖКУ. Информация Пенсионного фонда о получении или отказе граждан от набора социальных услуг является основополагающей при принятии решения о предоставлении санаторно-курортной путевки.
– Среди пожилых людей сегодня очень много тех, кто на «ты» с информационными технологиями. Они хотели бы вообще обойтись без визитов в соцзащиту, а общаться со специалистами с помощью интернета. В какой части они уже сегодня могут это сделать?
– Мы работаем над тем, чтобы граждане могли подавать заявления и документы на получение услуг в электронном виде. Такая возможность по 5 наиболее социально-значимым выплатам на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан уже реализована. Людей «третьего» возраста из них могут заинтересовать такие, как назначение ежемесячной денежной выплаты на проезд пенсионерам, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Предложенным сервисом с ноября 2013 года воспользовались 517 человек. Немного, но думаю, число таких клиентов обязательно будет увеличиваться когда люди оценят удобство этой формы.
– К сожалению, многие пенсионеры до сих пор не в курсе, что в ряде случаев решить свои «социальные» вопросы можно прямо в банке, где они открывают счет. Насколько востребованной оказалась такая упрощенная форма получения льгот?
– Действительно, с рядом кредитных учреждений у нас заключены соглашения, и граждане, открывая в них счет, имеют возможность оформить заявление либо на первичное назначение мер социальной поддержки, либо о перечислении уже назначенных мер на новый счет. При этом уже нет необходимости предоставлять бумажное заявление непосредственно в территориальные органы социальной защиты. Внедренный механизм позволяет существенно сэкономить время граждан.
В 2013 году пожилое население активно пользовалось новой опцией, а в этом году произошел некоторый спад. А, как мы уже с вами говорили, контингент пенсионеров все чаще пополняют граждане, которые знакомы с такими понятиями, как «информационные технологии», и для них этот способ подачи заявлений очень удобен. В этой связи будем активнее проводить разъяснительную работу с населением. И средства массовой информации могут помочь, «Моей газете» тоже надо чаще напоминать своим читателям о новшествах, внедряемых нашим министерством.
– Как бы там ни было, все равно большая часть людей, которые претендуют на меры социальной поддержки, обращаются именно в органы соцзащиты. Во всяком случае, пока. Что делается для того, чтобы посетитель, особенно пожилого возраста, наведавшийся в учреждение, мог решить все вопросы быстро, а не сидеть там часами?
– Если у гражданина есть необходимость лично прийти в орган соцзащиты, то наша задача – свести к минимуму время, необходимое для получения социально-значимой услуги. Сейчас министерством проводится подготовка к переходу организации приема населения по участковому принципу. Суть его в том, что клиент, придя в орган соцзащиты, сможет получить весь спектр социально-значимых услуг у одного специалиста, а не ходить по разным кабинетам. Изменится и механизм выдачи талона терминалами «Электронной очереди». Гражданин будет выбирать пакет необходимых ему социально-значимых услуг, не имеет значения, одну или целых пять, в любом случае он получает один талон и с ним идет к своему участковому специалисту.
– Органы социальной защиты, пожалуй, самые посещаемые из всех государственных учреждений. По каким вопросам наиболее часто обращаются пожилые граждане?
– Только за первое полугодие этого года в органы соцзащиты обратилось более 600 тысяч человек, конечно, большая доля из них – именно люди пенсионного возраста. Озвучу только ряд позиций, где в процентном соотношение превалируют именно возрастные получатели льгот. Почти 266 тысяч граждан обратились за назначением субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Более 47 тысячам клиентов нужно было оформить ежемесячную денежную выплату. У более чем 8 тысяч посетителей целью визита было назначение субсидии по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну. 7 тысяч татарстанцев наведались в наши учреждения с надеждой получить государственную социальную помощь. Почти 3 с половиной тысячи пенсионеров хотели получить разъяснения на вопросы, связанные с присвоением звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения.
Конечно, объем работы, связанный с предоставлением мер социальной поддержки, очень большой. Но мы делаем все, чтобы все услуги, предоставляемые органами социальной защиты, были качественными и доступными. Разумеется, объект нашего самого пристального внимания – это наши уважаемые пожилые люди, в работе с которыми необходимо проявлять больше внимания, терпения, такта. На это мы нацеливаем всех сотрудников отрасли.
Беседовала Дилара ВАФИНА