Как инвалиду освободиться от транспортного налога?

Бывает так, что в хитросплетении фраз некоторых законов ускользает очень важная, основополагающая деталь, из-за которой человек даже не пытается заявлять о своих правах. И годами не ведает о том, что ему положены те или иные преференции. Так случилось со многими автомобилистами-инвалидами, которые эксплуатируют машины с ручным управлением, но при этом транспорт у них имеет мощность двигателя свыше 100 лошадиных сил, и они вынуждены платить транспортный налог в полном размере.

Дело в том, что им в районных подразделениях налоговой инспекции безапелляционно заявляют: «В Татарстане действует «свой» закон «О транспортном налоге», согласно которому льгота на оплату предоставляется только инвалидам 1 и 2 групп, владеющим автомобилем с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил». Между тем почти уже 10 лет в Налоговом кодексе РФ действует статья 358, подпункт 2 пункта 2 которой гласит: «Не являются объектом налогообложения по транспортному налогу автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке».
В свое время редакция еженедельника «Моя газета» в связи с многочисленными обращениями инвалидов по этому вопросу в наше издание направляла запрос в Управление Федеральной налоговой службы России по РТ и получила исчерпывающий ответ: «Как следует из редакции рассматриваемой нормы Кодекса, в ней в целях освобождения от налогообложения транспортным налогом выделено две самостоятельных и не тождественных друг другу категории транспортных средств, для каждой из которых установлены свои условия освобождения от налогообложения транспортным налогом. Так, автомобили легковые не являются объектом налогообложения в двух случаях: автомобили, полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке и при этом имеющие двигатель мощностью до 100 лошадиных сил, автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, то есть оборудованные с учетом функциональных возможностей и потребностей инвалидов. При этом для освобождения таких автомобилей от налогообложения порядок источник их приобретения, а также мощность их двигателей значения не имеют.
У налогового органа возникнут основания для применения подпункта 2 пункта 2 статьи 358 Кодекса в случае предоставления налогоплательщиком соответствующего документа с отметкой, что автомобиль специально оборудован для использования инвалидами».
Решил на практике проверить – как работает так долго дремлющее (10 лет!) положение Налогового кодекса РФ? Расскажу обо всем поэтапно. Сначала – о том, в какой последовательности нужно оборудовать ручным управлением обычный автомобиль с мощностью свыше 100 лошадиных сил (специальных-то сейчас в России и не производят!), как проводить оформление и регистрацию дополнительных узлов.
Итак, я приобрел автомобиль «Тойота» с мощностью двигателя 146 лошадиных сил. Как собственник такой машины под татарстанский закон «О транспортном налоге» я не подпадаю – повторяю, там принимают во внимание авто с мотором мощностью только до 100 лошадиных сил. Стало быть, мне нужно перевести мою «Тойоту», чтобы она не стала объектом налогообложения, в категорию «автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидами». То есть оборудовать ручным управлением.
Обратился в отделение технического надзора отдела ГИБДД УМВД по Казани (его телефон 533-39-31). Там мне дали две бланка: заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства и заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства. Если с первым бланком все понятно – вписываешь в соответствующие графы личные данные и подробные данные автомобиля (тип кузова, номер двигателя и т.д.), то со вторым – есть нюансы. Его должен заполнять представитель фирмы или физическое лицо, которое устанавливает ручное управление. Как таковой специальной фирмы по установке приспособлений для авто инвалидов в республике нет. Но меня в отделении технадзора успокоили: «Ручное управление может поставить кто угодно, а его технические и функциональные возможности проверит Производственно-конструкторское бюро «АРКО», оно же произведет экспертную оценку изменений конструкции автомобиля». И дали казанский телефон «АРКО» – 272-61-79. Здорово!
Ручное управление я поставил сам, приспособив его от «Москвича». Соответственно, заявление-декларацию заполнил от своего имени, написав там, что установил дублирующие ручные приводы на педали тормоза и акселератора. Заявление на внесение изменений в конструкцию ТС тоже заполнил. И понес эти две бумаги в «АРКО». Там со мной заключили договор о проведении экспертной оценки, дали квитанцию об оплате этих услуг – их стоимость 400 рублей. После оплаты специалисты этого бюро вышли, посмотрели-пощупали ручные приводы на «Тойоте», сфотографировали их. И через полчаса вынесли заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию технического средства, а также вернули на руки два моих документа: заявление на внесение изменений в конструкцию ТС и заявление-декларацию, в котором теперь уже был вписан номер заключения «АРКО». С этими тремя бумагами я вернулся в отделение технадзора отдела ГИБДД УМВД по Казани. Там меня отправили на проведение технического осмотра (новое оборудование – ручное управление – соответствующие специалисты должны самолично лицезреть). Процедура эта стоит 400 рублей плюс 30 рублей за талон токсичности. Причем оказалось, что все платежи в ГИБДД нужно проводить при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН). Я его с собой не взял – пришлось возвращаться домой. Бумагу с отметкой о техосмотре присовокупили к тем трем, которые я привез из «АРКО». На основании этих документов инспектор из отделения технадзора выписал мне свидетельство о соответствии конструкции технического средства требованиям безопасности, дал другой бланк заявления – теперь уже о перерегистрации транспортного средства с ручным управлением. За свидетельство и перерегистрацию в банке прямо в здании ГИБДД (при предъявлении ИНН!) заплатил госпошлины по 500 рублей соответственно. Квитанции, заявление, свидетельство, а также паспорт технического средства и прежнее свидетельство о регистрации ТС (пластиковую карточку) после подхода электронной очереди отдал в окошечко – через час мне выдали новое свидетельство о регистрации ТС и ПТС, где в особых отметках было написано «автомобиль с ручным управлением».
Вот и все – моя «Тойота» таким образом превратилась в автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидами. По законодательству – не придраться: буква в букву. Что, интересно, скажут в родной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Советскому району Казани? «По республиканскому законодательству от транспортного налога освобождаются только инвалиды 1 и 2 групп, владельцы машин с двигателем до 100 лошадиных сил, заявления от вас принимать не буду», – упиралась молодая сотрудница инспекции, недовольно стреляя в меня глазками из третьего окошечка. «А по федеральному законодательству льгота положена. Налоговый кодекс РФ, наверное, все-таки главнее республиканских нормативных актов?» – парировал я. Почему-то покраснев, девушка приняла мое заявление, к которому были приложены копии паспорта, инвалидной справки, водительского удостоверения, ПТС и свидетельства о регистрации ТС.
Через две недели от налоговой инспекции пришел ответ: автомобиль мой со дня подачи заявления не считается объектом налогообложения. И, стало быть, от налога я освобождаюсь. В год это 4 с лишним тысячи, а ведь автомобиль эксплуатируешь не один год, да и ставки налога имеют свойство меняться в сторону повышения. Так что выгода – налицо!
Владимир ГАРАНИН