Изучили каждый пункт закона, но вопросы еще остаются

С 1 января 2015 года начнет действовать Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Сейчас все сотрудники социальной отрасли республики внимательно изучают этот важный документ и нормативно-правовые акты, принятые в поддержку нового закона на республиканском уровне. Какие положительные моменты предстоящей работы в новом правовом поле им очевидны уже сегодня? Какие из грядущих новшеств их настораживают? На эти вопросы отвечают специалисты, работающие в сфере соцобслуживания.

Альфия СУБАЕВА, заведующая социально-реабилитационным отделением Зеленодольского КЦСОН «Рэхэт» 
Видимо, пришло время перемен в социальной службе. На сегодняшний день трудно дать прогноз, что принесет с собой новый закон. Ясно одно – нужно быть готовыми к гораздо большему объему работы. Мы сейчас разъясняем все нашим клиентам: пожилые люди настороженно относятся к грядущим изменениям. Со специалистами все неясные моменты проговариваем на еженедельных планерках. Много вопросов возникает по поводу платных услуг, возможного расширения их перечня.
 

 

Фания САЛЯХОВА, заведующая отделением соцпомощи семье и детям Арского КЦСОН
Большой плюс – повысится доступность социальных услуг для населения, начнут действовать единые нормы соцобслуживания. Все услуги будут предоставляться на заявительной основе. Поначалу возникли вопросы: станут ли учитываться, например, заявления соседей, органов местной власти о проблемах в семье? Ведь понятно, что сами горе-родители, как правило, имеющие зависимость от алкоголя, наркотиков, никогда не заявят о том, что нуждаются в нашей помощи. Хорошо, что в новом законе четко прописано: с 2015 года основанием для предоставления платных или бесплатных соцуслуг будет письменное или электронное заявление гражданина, его законного представителя, других граждан, госорганов, представителей местного самоуправления и общественных объединений.
Хорошо, что новая, унифицированная, индивидуальная программа предоставления соцуслуг будет составляться на 3 года. Еще одно преимущество нового закона: мы теперь сможем оказывать на дому услуги семьям с детьми-инвалидами, которые по состоянию здоровья не могут посещать ни школы и детские сады, ни реабилитационные центры – обучать их навыкам соцобслуживания, поведению в быту и общественных местах, пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации, а родителям будем предоставлять консультативные услуги. К оказанию таких новых услуг мы полностью готовы благодаря работе в службе домашнего визитирования. В нашем центре создан волонтерский отряд, активистов которого мы привлекали к работе с этой категорией обслуживаемых. Другой положительный момент: прежде родителям детей-инвалидов нужно было приходить в органы соцзащиты дважды в год за путевкой в реабилитационный центр, теперь это придется делать всего раз в три года. Новый закон предусматривает и введение услуг срочного разового характера, причем без составления индивидуальной программы предоставления соцуслуг, и это очень своевременно – они всегда были востребованы. Правда, возникает вопрос: каким образом будет прописана их финансовая составляющая? Ведь в большинстве случаев эти услуги предполагают именно выделение материальной помощи.
 

 

Людмила ТЕЛЕШЕВА, директор Мамадышского КЦСОН «Забота»
Плюс нового закона в том, что расширится список получателей социальных услуг на бесплатной основе – это позволит их сделать более доступными. По действующему законодательству граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума, имеют право на бесплатное получение социальных услуг. В новом законе порог установлен на уровне полутора прожиточных минимумов. Значит, больше людей смогут воспользоваться бесплатной социальной помощью. В том числе люди с ограниченными возможностями здоровья и семьи, где ребенок испытывает затруднения при социальной адаптации. Планируется ведение реестра поставщиков социальных услуг, который будет размещен в открытом доступе в сети Интернет, и регистра получателей социальных услуг. Закон предусматривает расширение рынка: помощь нуждающимся смогут оказывать не только государственные, но и некоммерческие и волонтерские организации, а также индивидуальные предприниматели. Так что вполне возможно, что у нас, основных поставщиков социальных услуг, появятся конкуренты.
 

 

Наталья ГАЗИМЗЯНОВА, замдиректора Лениногорского КЦСОН «Исток-Башлангыч»
Переход на новую систему соцобслуживания сначала нам было трудно и понять, и принять. На сегодняшний день все идет в рабочем режиме, входит в свое русло. Новый закон становится все более понятным, пришло осознание изменения системы соцобслуживания в лучшую сторону, добавляются новые услуги, например, срочные. Хотя все еще часто по разным вопросам приходится советоваться с коллегами, специалистами нашего министерства. Что же касается «подводных камней» нового законодательства, то, скорее всего, наши обслуживаемые столкнутся с такой проблемой. Для расчета среднедушевого дохода им придется собирать дополнительные документы. Каким образом это будет происходить? Всем ли родственники представят справки о доходах? Тревожит еще один вопрос: будет ли работать межведомственное взаимодействие?
 

 

Раузалия ЯППАРОВА, заведующая социально-реабилитационным отделением Кукморского КЦСОН «Тылсым»
Хорошо, что во главу угла поставлен индивидуальный подход к социальному обслуживанию населения, исходя из потребностей людей в конкретных социальных услугах. Составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг с учетом оснований, по которым гражданин будет признан нуждающимся в социальном обслуживании, наверняка повысит результативность нашей работы. Немаловажный момент: действие нового закона распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории нашей страны. Считаю, что это тоже правильно. То же касается социального сопровождения граждан, которое предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Возможность записаться, например, на курсы реабилитации в наше отделение в электронном виде – это тоже нужное новшество. Многие пожилые кукморчане прошли курсы компьютерной грамотности, и пользование компьютером уже не представляет для них трудности. Хочу выделить еще один положительный момент: новый закон предусматривает общественный контроль в сфере социального обслуживания. Я считаю, что это очень важное новшество.
 

 

Лейсан ЮСУПОВА, заведующая надомным отделением Буинского КЦСОН «Гармония»
Новый закон по сравнению с ныне действующим законодательством более четко определяет основания для предоставления социальной помощи нуждающимся в ней, и в этом его несомненный плюс. В нем ясно прописано, кому гарантированно предоставят только надомную и полустационарную бесплатную помощь, а кому оплатят еще и стационар. При этом соцобслуживание предусмотрено и для освобождаемых заключенных, за которыми установлен административный надзор, при их личном заявлении и отсутствии медицинских противопоказаний. По этому пункту, конечно, есть вопросы. Пока вызывают некоторую настороженность и новые виды соцуслуг – например, трудовые, а также услуги для улучшения коммуникативного потенциала. Мое внимание привлек такой любопытный момент: поставщики соцуслуг, будь то государство, общественные и коммерческие организации – будут обязаны предоставлять находящимся у них на обслуживании гражданам услуги связи, в том числе Интернет. Интересно, каким образом это будет происходить на деле?
 

 

Татьяна ЖЕЛЕЗКИНА, директор Мензелинского КЦСОН
Чтобы освоить новый закон, мы проводили собрания с сотрудниками, читали, изучали каждый пункт, если возникали неясности, коллегиально старались найти ответы. Но кое-что все еще остается непонятным. Больше всего вопросов по надомному соцобслуживанию. Например: каким будет норматив обслуживания за каждым соцработником – как раньше, по количеству, или по объему оказанных социальных услуг? Долгое время было непонятно, как теперь будет работать отделение соцпомощи семье и детям, но после семинара по итогам работы службы домашнего визитирования в республике, который организовали наше министерство и Республиканский центр социально-психологической помощи населению «Зеркало», все стало на свои места – мы получили исчерпывающие ответы. Надомное обслуживание детей-инвалидов и их семей – для нас это совершенно новый пласт работы, но боязни у специалистов нет. Ждем обучения, которое будет организовано на базе Набережночелнинского КЦСОН, наверняка это поможет нам быстрее преодолеть переходный период. Другая сложность – с новым методом определения дохода пожилых обслуживаемых. Если раньше учитывалась только их пенсия, то сейчас – доход всех, кто с ними вместе прописан. Это неизбежно приведет к тому, что придется собирать большое количество справок. Хорошо, что количество таких обслуживаемых у нас не настолько велико, думаю, справимся.
Подготовила Ирина ЧУДНОВСКАЯ