Сделать ставку на внедрение инноваций

Итоги очередного Республиканского смотра-конкурса «Лучший центр занятости населения Республики Татарстан-2014» подвели в Министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ.

Задачами смотра-конкурса, который проводится в шестой раз, являются совершенствование технологий работы с гражданами, обратившимися в государственные учреждения службы занятости населения Республики Татарстан, изучение и распространение лучшего опыта управленческой, информационно-аналитической, организационно-методической деятельности Центров занятости населения, повышение профессионализма работающих в них специалистов, повышение качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости.
По традиции конкурс включал в себя три этапа. Первый был подготовительным и проходил в начале ноября, в ходе него отделы министерства в сфере занятости населения готовили сводную информацию, составляли рейтинг и представляли весь материал в конкурсную комиссию. Во время второго этапа, охватившего ноябрь и часть декабря, комиссия на заседаниях определила по шесть лучших центров занятости населения среди учреждений с числом сотрудников до 10 и свыше 10 человек. Они и были допущены к третьему этапу.
Эти 12 центров занятости населения публично представили свои презентации. После этого конкурсная комиссия приняла решение, кто же оказался самым лучшим.

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА
«Лучший центр занятости населения Республики Татарстан-2014»
Среди учреждений с числом сотрудников менее 10 человек
1 место – Кукморский центр занятости населения,
2 место – Мамадышский центр занятости населения,
3 место – Менделеевский центр занятости населения.
Среди учреждений с числом сотрудников более 10 человек
1 место – Бугульминский центр занятости населения,
Елабужский центр занятости населения,
2 место – Нурлатский центр занятости населения,
3 место – Азнакаевский центр занятости населения.
Победителям смотра-конкурса присвоено звание «Лучший центр занятости населения Республики Татарстан 2014 года», вручены переходящие кубки, дипломы и сертификаты.

Презентации включали в себя миссию центра, характеристику коллектива, информацию о социально-экономическом развитии города или района, о совершенствовании технологии работы центра, о повышении качества и доступности государственных услуг в сфере занятости населения. Доклады должны были содержать и данные об эффективном использовании компьютерной техники, программно-прикладного обеспечения и «Мобильного центра». По желанию претенденты могли в поддержку своего выступления представить книги, брошюры, буклеты, альбомы фотографий, видеоматериалы. Но время презентации было ограничено – на все про все выделялось только 15 минут.
Все претенденты на звание «лучший» рассказали о взаимодействии со средствами массовой информации, об итогах работы за 10 месяцев текущего года. Публичная защита работ прошла очень интересно, насыщенно, креативно. Она была предельно открытой: в одном зале сидели и члены конкурсной комиссии, и коллеги – директора центров.
Директор Азнакаевского центра занятости Лилия Гафиева сделала в своем докладе акцент на совершенствовании технологии работы учреждения. Она озвучила такие нетрадиционные формы взаимодействия с работодателями, как участие в акциях «Покупай азнакаевское!», сходах граждан. Для просмотра презентационных материалов, в том числе дистанционного общения с удаленными участниками, в центре широко применяют интерактивную доску. В целях совершенствования работы идет внедрение электронной очереди, организовано ведение электронного архива дел безработных, проводятся опросы населения и работодателей, организуются выездные мероприятия по профориентации в детских оздоровительных лагерях района. Лилия Гафиева рассказала и об интересном мероприятии, которое специалисты центра провели в нынешнем году в казанском ночном клубе «Арена» – устроили там встречу азнакаевских студентов с руководством муниципального района. Речь на ней шла о самом наболевшем – о привлечении молодых специалистов на предприятия района. В планах центра – проведение он-лайн ярмарок вакансий.
Директор Бугульминского центра занятости населения Эльвера Резванова посвятила свой доклад информационному продвижению учреждения. Она рассказала, что в конце прошлого года специалисты учреждения провели небольшой выборочный опрос среди клиентов на предмет информированности населения и работодателей о предоставляемых услугах. Его итоги показали, что многие посетители, даже зарегистрированные безработные, не говоря уже о работниках предприятий и организаций, слабо представляют, чем занимается служба занятости. Одна часть воспринимает учреждение как «соломинку для утопающего», которая является самой последней возможностью решить вопросы трудоустройства или профессионального переобучения, другая усматривает в службе занятости населения не более чем способ улучшения материального благосостояния, получения социальной помощи в виде пособия по безработице. «Поэтому для нашего центра занятости населения велика актуальность развития системы общественных связей, формирования положительного имиджа, разъяснения своей миссии и информирования населения о своей работе, особенно в условиях сегодняшнего дня», – подчеркнула руководитель. На протяжении всего года специалисты проводили в этом направлении большую и целенаправленную работу. Например, рассказывали об учреждении в печатных изданиях, давали рекламу в СМИ, счетах-фактурах ЕРЦ, информировали о мероприятиях в бегущей строке на местном телевидении, на официальных сайтах центра занятости и муниципального образования. Работа по созданию положительного имиджа и прочной репутации – это не одно или несколько отдельных мероприятий, а целая система деятельности учреждения, направленная на установление взаимовыгодных отношений между центром занятости и его социальным окружением. Тут и участие в общегородских мероприятиях, раздача буклетов, информационных листов, оперативная работа с обращениями граждан, и поощрение лучших работодателей. И во многом это тесное сотрудничество с местной властью, различными учреждениями и предприятиями района позволило центру достичь таких высоких показателей.
Директор Елабужского центра занятости населения Людмила Рыбакова в своей презентации подчеркнула: предприятиям-резидентам Особой экономической зоны «Алабуга», различным организациям требуются рабочие руки, и оказание содействия в подборе для них работников – одна из главных задач специалистов. Благодаря их усилиям на постоянную работу было трудоустроено 83,8 процента незанятых граждан, остальные направлены на временные и общественные работы. Большую роль в удовлетворении потребности в квалифицированных работниках играет профессиональное обучение специальностям, востребованным на рынке труда. За 11 месяцев нынешнего года этой возможностью воспользовались 327 безработных. Кроме того, было организовано опережающее обучение работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности – этой формой обучения было охвачено 309 человек, которые трудятся на заводах особой экономической зоны. Повысить качество обслуживания посетителей во многом позволил переезд центра в просторное отремонтированное здание. Здесь – информационные стенды и стойки, электронные терминалы, работают электронные информационные табло, в соответствии с современными требованиями оборудованы кабины приема граждан. Отдельный блок помещений выделен для занятий по профориентации.
Презентация Нурлатского центра занятости заставила всех в зале оживиться. Защищать честь учреждения вышли и директор, и инспекторы – спели гимн службы занятости района, показали видео в стиле немого кино о подготовке к конкурсу, видеофильм о каждодневной работе специалистов – о том, как ждут «Мобильный центр занятости» в селах и деревнях района, как происходит тестирование клиентов, их направление на работу. Сопровождавшая фильм музыка из мультфильма «Охотники за привидениями» добавляла всему происходящему экспрессии. Краткий доклад директора Лилии Шакировой с конкретными показателями работы подытожил увиденное.
Директор Менделеевского центра занятости населения Елена Мухамадеева в своем докладе отметила: решить проблему квалифицированных кадров можно только за счет объединения усилий всех заинтересованных сторон: местной власти, работодателей и, конечно, службы занятости. Каждый обратившийся в центр клиент может рассчитывать на индивидуальный подход и квалифицированную помощь опытных специалистов. За десять месяцев в поисках работы или за консультацией обратились 1308 жителей района, из них 679 были поставлены на учет как ищущие работу, трудоустроить удалось 433 человека, включая 262 подростка во время летних каникул.
Директор Мамадышского центра занятости Сергей Плакатнов рассказал, что за последние 17 лет в районе не было такого большого количества свободных рабочих мест, сколько в этом году. Причина – в том, что в районе начали действовать две промышленные площадки. Плюс – активное развитие новых непроизводственных направлений, например, агротуризма. По объему ввода в строй жилья Мамадышский район занимает первое место после Казани и Набережных Челнов, и это тоже – огромный стимул для привлечения так необходимых кадров. Проведенный специалистами центра анализ показал, что 85 процентов выпускников после окончания вузов работают не по своей специальности. Поэтому в учреждении огромное внимание уделяют организации профориентационной работы среди учащихся школ города и района. Для этого используют учебно-методический материал, призванный сориентировать ребят в мире профессий, знакомят с наиболее востребованными рабочими специальностями, привлекают «Мобильный центр».
В Кукморском центре занятости населения одной из эффективных форм активной политики занятости считают проведение ярмарок вакансий: безработные и ищущие работу имеют возможность ознакомиться с перечнем вакансий, задать работодателям все интересующие вопросы. Такие мероприятия в учреждении стараются ориентировать на содействие занятости самых широких слоев населения, включая выпускников образовательных учреждений, сельчан. С начала года их посетили более 140 кукморчан, участие приняли 25 работодателей. Они представили около 80 вакансий, на которые трудоустроились 20 безработных. Особое внимание специалисты центра уделяют обеспечению кадрами организаций агропромышленного комплекса: ведь Кукморский район – преимущественно сельский. С начала года благодаря содействию специалистов центра удалось найти работу 350 сельчанам – по таким востребованным на селе профессиям, как ветеринарный врач, агроном, зоотехник, разнорабочий.
Все выступающие подчеркивали: за каждой озвученной цифрой, иллюстрирующей работу центров занятости, стоят живые люди, и каждому из них нужна своевременная и высококвалифицированная помощь. И для реализации поставленных целей по содействию занятости населения у учреждений есть все возможности с ними справиться.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ
 

Клара ТАЗЕТДИНОВА, замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ
Этот конкурс мы проводим уже шесть лет подряд и видим от него большую отдачу. Соревновательная форма, желание бороться – один из методов морального поощрения лучших учреждений сферы занятости. Одна из целей конкурса – ознакомление с методами работы центров занятости, определение ее «изюминки», популяризация, распространение положительного опыта среди других учреждений. Каждый участник, без сомнения, может рассказать, как много дал процесс подготовки к этому конкурсу: чтобы достойно себя показать, надо сначала изучить опыт друг друга, аналогичных учреждений из других регионов, сделать ставку на внедрение инноваций. Двенадцать центров, получивших приглашение принять участие во втором этапе, превысили свои контрольные показатели. Сам факт того, что они оказались в финале – результат их огромной каждодневной работы. Многие попали в это число не в первый раз: например, из года в год стабильно участвуют в этом конкурсе Мамадыш, Кукмор. Были и настоящие открытия. Так, в этом году впервые за все время в лидеры выбился Кайбицкий центр занятости населения. Получил приглашение подготовить работу на следующий этап, но, к сожалению, видимо, испугавшись, не использовал полученную возможность. В 2014 году в некоторых центрах поменялись руководители – например, в Бугульме, Азнакаево, Нурлате, Елабуге. И это сразу сказалось на повышении эффективности работы.
Вообще, коллективы в финал вышли очень сильные, им есть что рассказать и показать. Поэтому конкурсная комиссия долго и бурно обсуждала кандидатуры победителей: выбрать среди них сильнейших было чрезвычайно трудно. Но конкурс есть конкурс, и почетные ступеньки пьедестала заняли самые достойные. Будем использовать полученные в ходе конкурса данные для совершенствования нормативно-правовых актов. Скорее всего, в дальнейшем количество номинаций увеличится. Возможность посоревноваться получат директора и инспекторы центров занятости. Это наверняка повысит эффективность их работы.