Визит в соцзащиту – без лишних переживаний

Сотни тысяч татарстанцев обращаются в течение года в органы социальной защиты, чтобы оформить, продлить, уточнить меры социальной поддержки. Конечно, каждый, кто переступает порог такого учреждения, рассчитывает решить все свои вопросы быстро, без проволочек и нервотрепки. О том, какую работу по повышению качества и доступности социально-значимых услуг ведет Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, мы говорим с заместителем министра Натальей Бутаевой.

– Наталья Владимировна, в республике сформировалась широкая система социальных выплат. Какие цифры наиболее ярко иллюстрируют ее?
– Виды выплат в Татарстане отличаются многообразием категорий и адресным подходом. К концу прошлого года общее число получателей мер социальной поддержки достигло 1,72 миллиона человек, при этом увеличение по сравнению с 2013 годом составило 9 процентов. Что касается объемов финансирования, то за последние четыре года они выросли с 9,4 до 14 миллиардов рублей. Это оказывает значительное влияние на качество материального благополучия наших граждан, государственной поддержки наиболее нуждающихся, социально уязвимых слоев населения.
– Каждый раз, направляясь в свой отдел социальной защиты, граждане переживают: все ли необходимые справки собрали, не придется ли вновь возвращаться. Какие шаги предпринимаются, чтобы минимизировать количество требуемых документов?
– Мы предметно работаем над упрощением процедур получения гражданами льгот. Совместно с подведомственными учреждениями министерство внедрило систему «Электронное хранилище документов получателей услуг в сфере социальной защиты населения Республики Татарстан». Она позволяет формировать выплатные дела в электронном виде, а также создать единый банк данных личностных документов граждан, обращающихся за назначением социальных выплат. Когда этот проект будет реализован в полном объеме, это приведет к значительному уменьшению количества документов, которые гражданам необходимо предоставлять в органы соцзащиты. Конечно, это очень большая работа – перевести в электронный вид все актуальные выплатные дела, ведь их ни много ни мало более полутора миллионов.
– Насколько улучшилось в прошлом году электронное взаимодействие с ведомствами, владеющими необходимыми сведениями для назначения социальных выплат?
– Информационный обмен год от года расширяется, и 2014-ый не стал исключением. Организовано межведомственное взаимодействие по целому ряду позиций с Фондом социального страхования, Федеральной миграционной службой, Отделением Пенсионного фонда России по Республике Татарстан, медицинскими организациями. В результате количество обращений граждан в органы социальной защиты для получения различных справок сократилось более чем в два раза.
– Народ сейчас продвинутый, даже среди пожилых людей сегодня очень много тех, кто на «ты» с информационными технологиями. Они хотели бы вообще обойтись без визитов в соцзащиту, а общаться со специалистами с помощью интернета. В какой части они уже сегодня могут это сделать?
– Много делается для того, чтобы граждане могли подавать заявления и документы на получение услуг в электронном виде. Такая возможность по 9 наиболее социально-значимым выплатам на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан уже реализована. Среди них такие, как назначение ежемесячной денежной выплаты на проезд пенсионерам, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, ежемесячное пособие на ребенка. Думаю, люди оценят удобство этой формы и из месяца в месяц предложенным сервисом будет пользоваться все большее число клиентов.
– Как бы там ни было, все равно большая часть людей, которые претендуют на меры социальной поддержки, обращаются именно в органы соцзащиты. Во всяком случае, пока. Что делается для того, чтобы посетитель, наведавшийся в учреждение, мог решить все вопросы быстро, а не сидеть там часами?
– Сейчас мы переходим на организацию приема населения по участковому принципу. Суть его в том, что клиент, придя в орган соцзащиты, сможет получить весь спектр социально-значимых услуг у одного специалиста, а не ходить по разным кабинетам. Изменится и механизм выдачи талона терминалами «Электронной очереди». Гражданин будет выбирать пакет необходимых ему социально-значимых услуг, не имеет значения, одну или целых пять, в любом случае он получает один талон и с ним идет к своему участковому специалисту.
– Органы социальной защиты, пожалуй, самые посещаемые из всех государственных учреждений. По каким вопросам наиболее часто обращаются граждане?
– Если выстроить своеобразный рейтинг, то чаще всего граждане обращаются за назначением субсидии на оплату ЖКУ. Следующая по численности – назначение ежемесячного пособия на ребенка, а также пособия гражданам, имеющим детей. Много визитов по поводу выяснения вопросов, связанных с ежемесячной денежной выплатой, субсидией-льготой на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Можно сказать, что эти пять позиций составляют примерно 90 процентов всех обращений.
Конечно, объем работы, связанный с предоставлением мер социальной поддержки, очень большой. Но мы делаем все, чтобы услуги, предоставляемые органами социальной защиты, были качественными и доступными. На это нацеливаем и всех сотрудников отрасли.
Беседовала Дилара ВАФИНА