Преодолевая отношенческие барьеры

Социальный проект Университета управления «ТИСБИ» «Инклюзивное образование как фактор интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум» стал победителем в открытом конкурсе на получение грантов Президента РФ некоммерческими неправительственными организациями.

Целевая программа «Доступная среда», кроме ликвидации архитектурных препятствий, которые стоят на пути инвалидов, нацелена еще и на устранение отношенческих барьеров. Например, документ предусматривает создание в общеобразовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и обычных людей, не имеющих физических нарушений. Тема эта разрабатывается разными организациями не один год. Вопросом «Как повысить эффективность реализации инклюзивной политики?» задался и Университет управления «ТИСБИ», имеющий большой опыт в обучении людей с инвалидностью разных категорий, и подготовил соответствующий проект. В процессе его реализации планируется изучить ситуацию в сфере внедрения инклюзивного образования в нашей республике, выявить проблемы в ходе реализации программы «Доступная среда». 
По словам координатора проекта Ольги Панченко, исследование должно дать ответ на вопрос: насколько сегодня готово общество к развитию инклюзии, к восприятию инвалидов как обычных людей, способно ли оно отойти от привычных стереотипов?
Выяснить это предполагается в ходе социологических исследований, которые проведут сотрудники и студенты Университета управления «ТИСБИ», имеющие специальные навыки. Предполагается сбор информации при помощи качественных методов: глубинных интервью, экспертных опросов, фокус-групп.
Планируется охватить не менее 15 сельских и городских образовательных учреждений республики. Авторы проекта справедливо считают, что всесторонний анализ мнений инвалидов, руководителей и педагогов образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, экспертов, участвующих в разработке и реализации программы, а также работодателей дадут максимально полную картину: какие сегодня барьеры существуют для инвалидов при получении ими образования в массовых образовательных учреждениях, что препятствует их активному включению в образовательную среду, насколько сегодня общественность готова воспринимать их как полноценных членов общества?
В свою очередь эти выводы позволят республиканским ведомствам и муниципалитетам понять, на какой стадии находится развитие инклюзивного общества? Какие еще в этом вопросе существуют подводные камни? Подскажут – как выстроить более четкую и эффективную систему выбора базовых площадок для реализации инклюзивной политики в нашей республике. Основные выводы социологических исследований помогут, конечно, и при реализации перспективных программ «Доступная среда» и «Развитие образования». Ольга Панченко считает, что социально-экономическая значимость проекта будет иметь реальные очертания, а его результаты позволят выработать рекомендации для повышения заинтересованности региональных ведомств, образовательных учреждений, работодателей и общественных организаций в построении системы социального партнерства. Дадут рецепт – насколько эффективно можно использовать потенциал инклюзивного общества? Приведут к пониманию того, как самих инвалидов вовлечь в профессионально-трудовую деятельность с учетом их собственных возможностей. Социальный эффект от реализации проекта послужит дальнейшему устранению отношенческих барьеров, что в конечном счете повысит качество жизни инвалидов, будет способствовать вовлечению их в социум.
Приглашаем к сотрудничеству и обмену опытом всех, кто имеет отношение к решению этой социальной проблемы.
Владимир ГАРАНИН