Реальная помощь семьям, воспитывающим «особых» детей

Вступивший в силу с начала года Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» принес с собой много новшеств. Одно из них – появление такой принципиально новой формы обслуживания граждан, воспитывающих ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном уходе, как социальное обслуживание на дому и предоставление социально-педагогической услуги. 

Эта услуга подразумевает организацию помощи родителям или законным представителям таких «особых» детей в их обучении навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности. Чтобы активизировать эту работу, министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова распорядилась провести обучающие семинары по внедрению новых форм социального обслуживания семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, для специалистов отделений помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания и реабилитационных центров для детей-инвалидов. Главными исполнителями этого приказа стали специалисты Республиканского центра социально-психологической помощи населению «Зеркало» и территориальные органы министерства на местах. В качестве базовых площадок для проведения семинаров определили Чистопольский, Елабужский, Набережночелнинский, Заинский, Казанский, Бугульминский комплексные центры социального обслуживания населения и Нижнекамский территориальный центр социальной помощи семье и детям «Веста», поскольку специалисты этих учреждений уже имеют опыт работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в рамках использования технологии домашнего визитирования. 
– Безболезненно перестроиться на новые законодательные «рельсы» очень помогло то, что мы 6 лет проводили обучение родителей детей-инвалидов, реализуя долгосрочные целевые программы, получившие грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – комментирует замдиректора «Зеркала» Ирина Чигарова. – У нас полностью разработана и апробирована технология, есть вся необходимая документация. Наличие такого опыта – огромное преимущество Татарстана перед другими регионами, теперь его надо только грамотно скомпоновать. Мы давно собирали документы для обоснования того, что эта услуга нужна как государственная: она доказала свою эффективность, обеспечила реабилитационную помощь детям самой сложной категории – с множественными, выраженными нарушениями здоровья.
В рамках исполнения приказа все КЦСОН республики закрепили за модельными площадками, был составлен четкий график проведения обучающих семинаров, который исполнялся день в день.
По сути, старт обучению был дан еще 26 ноября, когда Минтрудсоцзащиты РТ организовало Межрегиональную научно-практическую конференцию по итогам реализации «Комплексной программы формирования системы межведомственного патронажного сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровья, на 2012–2014 годы». Там состоялось детальное обсуждение новых понятий и стандартов нового федерального закона. 27 ноября руководителей и специалистов КЦСОН собирали уже на базе министерства – и разговор был еще более практико-ориентированный.
– С самого начала мы обращали основное внимание на понятие самой технологии: новый подход кардинально отличается от привычного в сфере надомного обслуживания: это не доставка продуктов и не мытье окон, а обучение семей с детьми-инвалидами навыкам ухода за таким «особым» ребенком, его реабилитации, – рассказывает Ирина Чигарова. – Объясняли, что такое социальное сопровождение, как определить нуждаемость семьи в социальном обслуживании. Сложностей было много: специалисты отделений помощи семье и детям прежде никогда не обслуживали на дому клиентов такой сложной категории. Разве что эти семьи были на обычном участковом патронате, но реабилитации это не касалось. В результате необходимого опыта нет. Другая проблема – далеко не все готовы войти в семью с ребенком-инвалидом в качестве поставщика социально-педагогической услуги. Да и в самих семьях присутствует настороженность – дети здесь тяжелые, с 3 степенью ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, мамы не работают, соответственно, есть и материальные, и психологические проблемы, социальные контакты сведены к минимуму.
Между тем потребность в социально-педагогических услугах огромная: многие родители просто не представляют, что делать со своими «особыми» чадами, а в реабилитационный центр по состоянию здоровья такого ребенка принять не могут.
По словам Ирины Чигаровой, в ходе семинаров возникало много вопросов по заполнению индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ). Поэтому в ходе мероприятий специалисты «Зеркала» брали на заметку все замечания, чтобы потом систематизировать и передать в министерство. Еще одна сложность работы в новом законодательном поле в том, что потенциальные получатели услуги пока еще владеют информацией не в полной мере. Поэтому, хотя по закону услуга предоставляется на заявительной основе, речь на семинарах шла о выявлении таких семей, разъяснительной работе с ними. Специалисты отделений помощи семье и детям будут приглашать мам и пап в центры соцобслуживания на собрания, к некоторым сами придут на дом с ознакомительным визитом. Желающих воспользоваться новой услугой много, особенно в районах, где использовали технологию домашнего визитирования.
С начала марта на базе этих же модельных площадок специалисты «Зеркала» проведут второй блок обучающих семинаров, которые будут ориентированы уже не на диагностику потенциальных получателей новой услуги, а на ее непосредственное оказание.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

 

Мнения участников семинаров
Наиля АППАКОВА, специалист по социальной работе Мамадышского КЦСОН «Забота»:
Несколько лет мы работаем на дому с детьми-инвалидами по программе MOVE, так что есть и опыт взаимодействия с такими семьями, и конкретные результаты. Например, один из наших подопечных, 7-летний Миша, который на начальном этапе не мог ни сидеть, ни говорить, сейчас обучается на дому! Но все-таки оказание новой услуги поставило перед нами много вопросов, поэтому семинар на базе Елабужского КЦСОН стал хорошим подспорьем. Прежде всего, интересовало главное: с чего начать, как проводить оценку функциональных нарушений детей, что должны делать специалисты во время визитов в семьи? Большой интерес вызвали обучающие пакеты: здесь есть вся необходимая информация, например, о том, как решить отдельные вопросы нормализации жизни соцобслуживаемых, что за нарушения есть у данного ребенка и как поговорить об этом с мамой, как проводить профилактику осложнений заболеваний и многое другое. Всего в нашем районе 30 детей, имеющих 3 степень ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, все эти семьи мы уже обзвонили, чтобы рассказать о новой услуге, к кому-то съездили сами.
 

Зульфия ВАФИНА, заведующая отделением профилактики безнадзорности детей и подростков Чистопольского территориального центра социальной помощи семье и детям «Салават купере»:
Для нас все было внове: непосредственной реабилитационной работой с детьми-инвалидами мы прежде не занимались. Хорошо, что семинар проходил на базе нашего районного КЦСОН «Балкыш» – дома и стены помогают. Особенно заинтересовала практическая честь семинара: специалисты «Зеркала» подробно объясняли, как, например, наладить диалог с родителями, научить ребенка держать ложку. Мы заполняли специальные оценочные формы, проговаривали детали оценочного визита в семью. Поначалу было трудно понять, как создавать программу помощи реабилитации, исходя из пожеланий родителей, ведь они могут переоценивать реабилитационный потенциал ребенка. Реальное состояние может значительно расходиться с тем, что ждут от процесса его реабилитации мамы и папы: например, если малыш даже не держит голову, нельзя сразу ставить перед собой цель научить его ходить. Что делать в таких случаях? На все наши вопросы организаторы семинара дали конкретные, очень понятные ответы. Объяснили, что есть наша оценка, мамино желание, как привести все в соответствие. Очень полезным было и общение с коллегами, которые уже имеют опыт использования технологии домашнего визитирования.
 

Резеда АБРАМОВА, специалист по социальной работе Нижнекамского территориального центра социальной помощи семье и детям «Веста»:
Мы уже не первый год работаем с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, с июня 2012 года центр стал экспериментальной площадкой по внедрению долгосрочной Республиканской комплексный программы формирования системы межведомственного патронажного сопровождения таких семей. Скажу от имени всех коллег: при проведении семинара на нас легла, пожалуй, самая сложная миссия – весь свой опыт, накопленный в рамках реализации грантовых программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо было четко переложить в формат новой услуги, рассказать об этом другим участникам. Сами мы тоже в ходе обучения почерпнули много полезного. Например, я взяла на заметку, как именно должен действовать специалист по соцработе в рамках профессионального стандарта – как правильно выбрать технологии, виды и формы соцобслуживания, меры социальной поддержки, необходимые для достижения конкретной цели, как выявить потенциал ребенка и его ближайшего окружения. Практико-ориентированная направленность семинара помогла во всем этом разобраться.
 

Юлдуз ХАКИМОВА, психолог Арского КЦСОН «Центр Милосердия»:
На семинар, который проходил на базе Казанского КЦСОН, мы выехали целой бригадой – 4 специалиста отделения помощи семье и детям. Очень подробно фиксировали все – и что такое служба межведомственного сопровождения, и как общаться с такими семьями, и какова должна быть периодичность визитов. Самый большой интерес вызвали, конечно, практические занятия. Например, узнали, как научить ребенка сидеть, вставать, какие подручные средства можно для этого использовать, как научить родителей их сделать своими руками, как использовать готовое реабилитационное оборудование. Нам рассказали об организации ознакомительных визитов, о выявлении нуждаемости в социальном сопровождении, выборе и использовании обучающих пакетов. Удивило, что этих пакетов так много – целых тридцать! Узнали, что каждый предназначен для детей с определенным видом нарушений, например, пакет №3 – для имеющих нарушения зрения. Но организаторы не дали растеряться – очень подробно остановились на каждом, показали, как заполнять различные колонки. В частности, как фиксировать – питается ли ребенок сам, соблюдает ли личную гигиену, понимает ли обращенные к нему движения и жесты. Особое внимание уделили заполнению документации, которую необходимо вести для оценки результатов, появляющихся в ходе работы. Большое спасибо организаторам за серьезный раздаточный материал. Уже начали его использовать. Буквально вчера ездили в одну семью, в которой ребенок ни сидит, ни говорит. Родители хотят, чтобы первым делом мы научили его держать ложку. Они очень рады, что мы начнем с ними работать.