Патриотическое воспитание: надо набирать обороты

Как воспитать в ребятах из проблемных семей любовь к своей Родине, научить их гордиться славным прошлым своих дедов и прадедов, привить уважение к традициям народа? Об этом и многом другом шла речь на Республиканском семинаре «Патриотическое воспитание подрастающего поколения: опыт, проблемы, перспективы работы в организациях социального обслуживания Республики Татарстан», который организовали Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ и Республиканский информационно-методический центр социальной помощи семье и детям «Гаилэ» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан. 

Мероприятие проводилось в рамках реализации подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи на 2014-2016 годы» Государственной программы «Развитие физической культуры, спорта и туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014-2016 годы». 
К участию в этом серьезном разговоре пригласили широкий круг лиц, ведь по осуждаемой теме есть что сказать представителям Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, Министерств образования и науки, по делам молодежи и спорту, культуры РТ, религиозных конфессий, молодежных и общественных организаций и, конечно, специалистам учреждений социального обслуживания – КЦСОН, центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов для детей и подростков. Привлекательным моментом стал и необычный формат мероприятия: местом его проведения выбрали Национальный музей РТ, где сама атмосфера пропитана духом патриотизма и преемственности поколений.
Пролог сразу настроил всех на нужную волну – ребята из вокально-хоровой студии «Радуга» казанской гимназии №75 исполнили трогательную музыкальную композицию, посвященную 70-летию Победы. Прочитанные с большим чувством стихи о войне, щемящие сердце звуки скрипки, бесхитростный школьный вальс – все заставило участников семинара окунуться в ту атмосферу «сороковых-роковых», когда сверстникам этих ребят пришлось воевать, работать наравне со взрослыми. Подкупило и то, что современные школьники смогли прочувствовать драматизм тех далеких лет и передать его зрителям.
Открывая семинар, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева отметила, что в реализацию подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи на 2014-2016 годы» активно включились все учреждения социального обслуживания республики. Причем, особую эффективность уже доказали такие формы работы, как упрочение межпоколенных связей, тесное взаимодействие между подрастающим и старшим поколениями. За 2014 год проведено 377 мероприятий, в которых приняли участие 5972 несовершеннолетних из 2753 семей. И все эти беседы, встречи, акции, экскурсии объединяет очень важная цель: формирование у несовершеннолетних гражданской ответственности, патриотического сознания, верности Отечеству.
Директор «Гаилэ» Татьяна Журавлева в своем докладе остановилась на негативных тенденциях, которые очень волнуют россиян, и особенно представителей старшего поколения: обострение национального вопроса приводит к утрате истинного значения и понимания гражданами понятия интернационализм, перерождению патриотизма в национализм и национал-шовинизм. Итог всем известен – в общественном сознании широко распространяется равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В этих условиях очевидна неотложность на всех уровнях власти и управления решение острейшей проблемы воссоздания устойчивой системы патриотизма – не только как основы укреп­ления государства, закреп¬ления позитивных перемен, но и как альтернативы развивающихся в молодежной среде экстремистских проявлений откровенно фашистского и националистического характера. Татьяна Журавлева привела примеры форм патриотической работы, которые давно практикуются за рубежом. Без сомнения, они пришлись бы ко двору и у нас. Например, во Франции посещение музеев для учащейся молодежи абсолютно бесплатно. А в Японии каждый ребенок имеет право бесплатно проехать по всей стране – своими глазами увидеть все достопримечательности.
Большой интерес у собравшихся вызвали мастер-классы, которые проходили во время перерыва между заседаниями: на них всех желающих учили, как организовать работу с детьми по изготовлению различных симпатичных поделок к предстоящему юбилею Победы. Тоже решила приобщиться к этому увлекательному процессу! Вот воспитатель Елабужского социального приюта «Новый дом» Инна Силантьева ловко вырезает ножницами яркие картинки и одновременно объясняет сгрудившимся вокруг нее слушателям: как надо расположить, как скрепить, чтобы на открытке получился эффект 3D. В прошлом году приют выиграл грант конкурса социокультурных проектов ОАО «РИТЭК» на реализацию проекта «Академия мастерства», на который было закуплено все необходимое – от цветного принтера до стендов для размещения поделок. Все это очень стимулирует воспитанников – ребят с очень непростыми судьбами – увлечься творчеством. Тем более, что мотивация хорошая: потом они дарят сделанные своими руками поделки ветеранам, видят, как радует пожилых людей такое внимание.
Сотрудник Зеленодольского приюта «Гнездышко» Татьяна Шишкова делает у всех на глазах совсем другие открытки – украшенные бусинками, кружевами, георгиевскими ленточками. Такая несложная техника доступна воспитанникам самого разного возраста, в том числе дошколятам, поэтому желающих себя проявить хватает. Специалист по соцработе Чистопольского Территориального центра социальной помощи семье и детям «Салават купере» Людмила Замалетдинова показывает, как красиво оформить георгиевские ленточки в виде колоска или цветочка, и вокруг нее сразу собирается кружок заинтересованных. Некоторые, как, например, воспитатель Бугульминского приюта «Ялкын» Гульнара Каримова, тщательно записывают каждое действие. Уверены: их воспитанники тоже воспримут эту новую технологию с интересом, соответственно, больший интерес будут проявлять и к истории Великой Отечественной, и к людям, которые в ней участвовали.
Практическая часть семинара, по сути, стала продолжением этих мастер-классов – специалисты социозащитных учреждений презентовали свои наиболее эффективные патриотические методики. Так, социальный педагог Зеленодольского Территориального центра социальной помощи семье и детям «Родник» Тамара Бушуева рассказала о работе клуба «Патриот», который действует при учреждении уже 3 года. Форм работы множество. Тут – и разнообразные социально значимые акции, экскурсии по родному краю, изучение государственной символики России, встречи с ветеранами Великой Отечественной, дискуссии, концерты, создание и раздача жителям города тематических буклетов и памяток. К этим занятиям специалисты центра привлекают и несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в том числе находящихся под следствием и вернувшихся из мест лишения свободы и учреждений закрытого типа, и их семьи. По словам Тамары Бушуевой, этих «особых» детей отличает особенно сильная деформация ценностных ориентаций, нарушение или изменение необходимых для нормальной социализации видов деятельности – познания, труда, общения. Те же проблемы и у подростков «группы риска», чьи семьи состоят на учете МСРК. Интересные систематические мероприятия в клубе помогают им скорректировать жизненные ценности, сформировать правильную гражданскую позицию, мотивируют на конструктивное поведение. Хороший эффект дает использование ресурсов кинотерапии. Специалисты сделали подборку фильмов о войне, которые не могут не вызвать отклика в сердцах ребят. Для их просмотра и обсуждения приглашают ребят и их родителей в центр, к кому-то сами выходят на дом с планшетом.
Социальный педагог Заинского КЦСОН Любовь Новокупова посвятила свой доклад использованию методики мини-музеев. Она реализуется с 2012 года в клубе «Улыбка» для детей из патронажных семей. Вместе с ребятами, их родителями при поддержке сотрудников местного краеведческого музея специалисты собирают экспонаты, оформляют экспозиции, проводят экскурсии для школьников. Темы выбираются самые различные, привлекательные для детей и подростков – например, «Чудо-дерево», «Город мастеров» или о том, как бок о бок с советскими солдатами в годы Великой Отечественной службу несли собаки. Такое интересное времяпрепровождение помогает отвратить ребят от вредных привычек, налаживает взаимопонимание в семье.
Воспитатель Бугульминского социального приюта «Ялкын» Ирина Калимуллина презентовала очень интересный фильм о родном городе, созданный в формате «Книги рекордов» специально для показа трудным подросткам. Собравшиеся сами узнали из него много нового – например, что Бугульма была основана в один год с Лос-Анджелесом, что в этом городе выпадает больше всего в республике осадков, что именно здесь в 19 веке производили шерсть для знаменитых оренбургских платков.
Воспитатель Мензелинского социального приюта «Тургай» Рустам Хамидуллин говорил о работе по военно-патриотическому воспитанию подростков. При выборе ее форм в учреждении придерживаются одного принципа: чтобы они были привлекательны для ребят. Одни названия мероприятий чего стоят: «Школа разведчиков», «Большие маневры». Урокам мужества в учреждении сопутствует поисковая работа, а встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла превращаются в увлекательный экскурс в историю. Начать гордиться своей малой Родиной, налаживать контакт с окружающими, обрести уверенность в своих силах мальчишкам с непростыми судьбами помогают и занятия в секции по татаро-башкирской национальной борьбе «куреш», которую «Тургай» организовал в спортзале местной школы. Их посещают 20 детей в возрасте 7-17 лет. Специалистов радует, что многие ребята не бросают ставший любимым спорт и после того, как покидают приют, продолжают заниматься национальной борьбой в секциях района. Полученные навыки очень помогают им при прохождении службы в армии.
Участники семинара, подводя итоги, говорили: в той сфере, о которой сегодня шла речь, не все легко дается, но работа по патриотическому воспитанию должна набирать обороты, и состоявшийся обмен мнениями и конкретными технологиями станет в этом хорошим подспорьем.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

 

Юлия АБДРЕЕВА, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ
В год 70-летия Победы патриотическое воспитание молодежи приобретает особую актуальность. Разговор о патриотизме – это разговор о самом главном: о ценностях, нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге, укреплять нашу страну. Актуальность проблемы заключается в том, что сегодня по всему миру за умы молодежи развернулась настоящая борьба. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.