Определиться, какие социальные услуги наиболее эффективны и востребованы

О том, как реализуется Федеральный закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и какие проблемы при этом возникают, шла речь на совещании с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Приволжского федерального округа в области социальной защиты населения, которое состоялось 14 сентября в казанском ГРК «Корстон».

Перед началом этого серьезного разговора гости посетили Центр реабилитации инвалидов «Восхождение», Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный», отдел социальной защиты Приволжского района Казани. Там они ознакомились с организацией исполнения требований нового законодательства в сфере социального обслуживания, материально-технической базой учреждений, применяемыми технологиями, а также новыми информационными системами и программными продуктами, используемыми при предоставлении социальных услуг.
Открывая пленарную часть заседания, заместитель Премьер-министра РТ Василь Шайхразиев отметил, что Президентом республики Рустамом Миннихановым поставлена задача не допустить сокращения ни одного из социальных проектов, несмотря на кризис. «Мы активно участвуем в федеральных программах, – сказал он. – Например, программа «Доступная среда» дала возможность привлекать серьезные финансовые средства. За последние годы адаптированы 463 объекта, на этот год запланирован 101 объект». Вице-премьер подчеркнул, что в каждом муниципальном образовании работает социальная служба, которая предоставляет услуги семьям с детьми, пожилым гражданам, инвалидам.
Очередность на надомное социальное обслуживание отсутствует с 2011 года. С 2012 года нет проблем с местами в дома-интернаты для престарелых и инвалидов. В два с половиной раза сократилась очередность в психоневрологические интернаты за счет открытия новых учреждений. «Бывая в других регионах, мы стараемся увидеть что-то новое и полезное для нашей республики, – признался Василь Шайхразиев. – Говорить о том, что мы достигли серьезных результатов и теперь можно допустить слабинку, это не в нашем характере. Но когда к нам приезжают, мы стараемся все показать, поделиться опытом. Думаю, и сегодняшнее совещание для всех будет полезным».
Директор Департамента демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Светлана Петрова отметила, что площадка Республики Татарстан для проведения этого совещания выбрана не случайно. «Умение все хорошо организовать говорит о высоком уровне профессионализма, – сказала она. – Плюс к этому режим видеоконференции, когда в разговоре участвуют и сотрудники социальной сферы всей республики, – удачный формат. Несмотря на то, что мы с коллегами довольно часто обсуждаем 442-ой закон, разговор с каждым разом становится интереснее для всех нас. Ведь если на этапе начала его внедрения мы обсуждали чисто организационные вопросы, то сейчас уже есть какие-то содержательные наработки, выявились конкретные проблемы, которые мы сможем сегодня с вами обсудить и решить. Делать анализ практики применения нового закона в рамках федерального округа, наверное, – это наиболее эффективный механизм, который может позволить быстро урегулировать все вопросы».
Опыт Татарстана по организации социального­ оᬬслуживания в новых нор­¬мативно-правовых ус¬¬лв謬ях презентовала участникам совещания министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова. Она рассказала, что в республике в рамках подготовки к реализации Федерального закона № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» принят 21 нормативный правовой акт, в том числе один Закон РТ, 15 постановлений Правительства РТ и 5 приказов министерства. Новое законодательство позволило расширить перечень категорий граждан, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно.
«Порог бедности для предоставления услуг бесплатно увеличен до полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан, – уточнила Эльмира Зарипова. – Сегодня он составляет 8563,5 рубля – для пенсионеров и 11160 рублей – для трудоспособного населения. Это послужило увеличению на 12,4 процента доли клиентов надомного обслуживания, получающих социальные услуги бесплатно».
О масштабной реорганизации в сфере социального обслуживания в связи с принятием Федерального закона № 442 говорила в своем выступлении министр труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ленара Иванова. «Мы выстроили систему не по типам учреждений, а в зависимости от обслуживаемого контингента, – отметила она. – Находящиеся в КЦСОН отделения надомного обслуживания были присоединены к домам-интернатам. Социальные приюты, отделения социальной помощи семье и детям, кризисные центры для женщин присоединены ко вновь созданным межрайонным центрам соцпомощи семье и детям. Как следствие, КЦСОН были ликвидированы. Таким образом, мы выстроили, на наш взгляд, наиболее эффективную систему социального обслуживания населения. Привлечение некоммерческих структур – а сегодня в социальной сфере работает 79 негосударственных организаций – позволило создать здоровую конкуренцию, а предусмотренные законодательством механизмы поддержки негосударственных организаций позволяют направлять дополнительные средства в сферу социального обслуживания, повысить качество и количество предоставляемых услуг, обеспечить их доступность».
Важную проблему озвучила министр социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Антимонова. Речь идет о том, что сейчас, используя лазейки в законодательстве, некоторые организации стали подписывать договора с пожилыми людьми на оказание гостиничных услуг. По сути пожилые люди там проживают на постоянной основе. То есть эти организации на деле оказывают социальные услуги, но в их уставах они именуются иначе, и таким образом эти организации уходят из-под действия законодательства в сфере соцобслуживания. «Мы не можем применить к ним никаких санкций, – отметила Марина Антимонова. – Они остаются практически бесконтрольными, и никто не знает, что там за этими стенами происходит с пожилыми людьми. Они практически лишены медицинской помощи, никто не контролирует организацию питания. Сколько мы не пытались вмешаться в их деятельность, даже вместе с прокуратурой, результата нет. Конечно, сегодня создание дополнительных надзорных органов не приветствуется, но какие-то критерии должны быть более четко установлены, создана система фильтров. Здесь возможно лицензирование, или государственная аккредитация».
Как призналась замминистра социального развития Кировской области Ирина Шанцына, в этом регионе пошли немного другим путем: «Поскольку органы соцзащиты у нас являются бюджетными учреждениями, то уполномоченным органом на осуществление полномочий в сфере соцобслуживания у нас стало министерство, причем в достаточно полноценном виде. Мы создали специальный отдел разработки индивидуальных программ и государственного контроля. Программный продукт, на котором мы работаем, к сожалению, не такой совершенный, как в Татарстане, но он позволяет нам сегодня отслеживать процесс, начиная от подачи документов заявителя в учреждение соцобслуживания. В индивидуальных программах мы обязательно указываем весь список поставщиков услуг. Сегодня это 61 госучреждение и пока 1 негосударственная организация».
Замминистра социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики Елена Саламатова отметила, что в регионе проводилась большая разъяснительная работа по 442-му закону. «Для сотрудников территориальных органов социальной защиты эта работа новая, – сказала она. – Проводили много зональных семинаров, объясняли ситуацию по республике, что должно получиться в результате. Перед центрами соцобслуживания мы ставили задачу дойти до каждого обслуживаемого и разъяснить новшества. В результате индивидуальные программы разработаны, со всеми договора заключены. Что касается тарифов, то часть из них возросла, а часть упала. Если в среднем, то рост произошел на 15-20 процентов».
О новых формах работы говорила в своем выступлении заместитель начальника Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области Вера Григорова. «С целью сохранения для людей, нуждающихся в соцобслуживании, домашних условий пребывания и снижения нагрузки на стационарные учреждения, у нас предоставляются такие услуги, как санаторий на дому, медико-социальный десант, – сказала она. – При геронтологическом центре создана и работает служба примирения. С конца этого года собираемся начать реализовывать такой проект, как приемная семья для пожилого человека».
Подводя итоги совещания, Светлана Петрова подчеркнула: «442-ой закон не запустился бы и не заработал, если бы не было такого количества профессиональных людей в этой сфере, которые работают на результат. Потому что в такие сжатые сроки решать такие важные задачи – это практически невозможно. Если необходимо детализировать какие-то положения закона, то мы готовы к взаимодействию в любом формате».
Дилара ВАФИНА
 

Светлана ПЕТРОВА, директор Департамента демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 
Радует, что у всех в регионах четко приняты новые правовые акты в поддержку 442-го закона. Всех благодарю за это, поскольку понимаю, что это был просто каторжный труд. Главное, что эта работа была выполнена в срок. Если сейчас и надо вносить коррективы, то они незначительные. Что касается социальных услуг, мы все уже хорошо представляем, как надо все реализовывать. Но наш закон дополнился профилактикой социального обслуживания, темой социального сопровождения. В ряде регионов, где реализовывались пилотные проекты Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, уже имеют представление, как это делать. Что касается других категорий: пожилых людей, семей, находящихся в социально опасном положении, то здесь еще этот опыт надо нарабатывать. Сейчас такое время: бюджеты у всех напряженные. Поэтому нам надо четко понимать, какие услуги наиболее эффективны, важны, нужны, востребованы. И в своей работе исходить из этого. Думаю, вы в своих регионах выстроите собственные уникальные механизмы реализации 442-го закона, которые вам будут удобны, которые помогут организовать систему наиболее эффективно.

Эльмира ЗАРИПОВА, министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Для выполнения новых функций в республике успешно внедрен во всех территориальных органах и учреждениях социального обслуживания информационный продукт «Организация предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения в РТ». Его интеграция с государственной информационной системой «Социальный регистр населения РТ» обеспечивает автоматическое получение сведений, необходимых для предоставления социальных услуг, что позволяет минимизировать «хождение» получателей социальных услуг по другим инстанциям. Информационная система обеспечила также автоматизацию работы специалистов учреждений соцобслуживания (в терминах нового закона – поставщиков социальных услуг). Она позволяет оформлять в электронной форме договора о предоставлении социальных услуг; вести в электронном виде личные дела получателей социальных услуг; осуществлять архивацию и хранение данных на выбывших клиентов; автоматически формировать реестр поставщиков предоставленных услуг с указанием их стоимости.