Особые услуги для «особых» детей

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который принес с собой много новшеств. Одна из инноваций – появление такой принципиально новой формы обслуживания граждан, воспитывающих ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном уходе, как социальное обслуживание на дому и предоставление социально-педагогической услуги. Эта услуга подразумевает организацию помощи родителям или законным представителям таких особых детей в их обучении навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности. Как реализуют ее в районных КЦСОН, какие встречают трудности и чего удалось добиться за короткий период? 

По словам завотделением социальной помощи семье и детям Азнакаевского КЦСОН «Омет» Лилии Халимовой, поначалу пришлось очень сложно: новый подход кардинально отличается от привычного в сфере надомного обслуживания. Специалисты отделения прежде никогда не обслуживали на дому клиентов такой сложной категории. Разве что эти семьи находились на обычном участковом патронате, но реабилитации это не касалось. Другая проблема – далеко не все сотрудники были готовы войти в семью с ребенком-инвалидом в качестве поставщика социально-педагогической услуги. К сожалению, как правило, посетителей в таких домах не жалуют – дети здесь тяжелые, с 3 степенью ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, мамы не работают, соответственно, есть и материальные, и психологические проблемы, социальные контакты сведены к минимуму. Между тем потребность в социально-педагогических услугах огромная: многие родители просто не представляют, что делать со своими «особыми» чадами, а в реабилитационный центр по состоянию здоровья такого ребенка принять не могут. 
Не исключение и семья Ильнура Г., одного из первых клиентов. Ребенок родился глубоко недоношенным, у него тяжелый ДЦП, он не может самостоятельно передвигаться, сидеть. После оценочных визитов, которые позволили специалистам КЦСОН выявить возможности семьи, потребности ребенка, были выбраны обучающие пакеты для работы, составлена индивидуальная программа помощи и реабилитации, а также план реабилитационных мероприятий и организации обучающих визитов. Маму назначили домашним тренером. Вместе с ней специалисты определили первоочередность проведения мероприятий.
– Мы приняли решение начать занятия по Обучающему пакету для членов семьи человека с нарушениями движений №14 «Как обучать такого человека самого себя обслуживать», – рассказывает Лилия Халимова. – Потом приступили к процессу пошаговой тренировки такого основополагающего навыка, как умение самостоятельно кушать. Научили родителей, как из подручных средств сделать ложку с утяжелением ручки, начали ставить на стол резиновый коврик, чтобы тарелка не скользила, маме помогли подобрать и освоить специальные упражнения и игры с ребенком, которые способствуют укреплению мышц тела.
Положительная динамика налицо: Ильнур научился держать ложку в левой руке, подносить ее ко рту, держать в руках стакан, пить из него. Улучшилась общая координация его движений. Сегодня мальчик умеет самостоятельно чистить зубы, мыть руки. Всего КЦСОН «Омет» заключил договора с 19 семьями, в которых проживают 20 несовершеннолетних.
Как отмечает специалист по социальной работе Мамадышского КЦСОН «Забота» Наиля Аппакова, в освоении всех тонкостей новой формы работы очень помогли обучающие семинары, организованные Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ. На них сотрудники центра узнали, например, как определить нуждаемость семьи в социальном обслуживании, каков алгоритм действий специалистов во время визитов в семьи. Но надо еще сказать, что сотрудники «Заботы» оказались в более выигрышном положении, нежели их коллеги из других районов республики. Дело в том, что уже несколько лет здесь работают на дому с детьми-инвалидами по программе MOVE, так что есть и опыт взаимодействия с такими семьями, и конкретные результаты. Всего в районе 3 степень ограничения способности к самообслуживанию и передвижению имеют 23 ребенка, все эти семьи специалисты с начала года обзвонили, чтобы рассказать о новой услуге, к кому-то съездили сами, так что 6 договоров заключили уже в январе. Сейчас таких семей всего 7. Положительные изменения есть в состоянии каждого ребенка, с которым начали заниматься.
– При работе с 2-летним Рамилем К. мы применили Обучающий пакет №13 «Предотвращение возникновения деформации конечностей», – рассказывает Наиля Аппакова. – К моменту нашего прихода в семью мальчик только-только начал ползать, но мама с ним не занималась, очень его жалела. Целенаправленная работа добавила движению ребенка активности и осознанности. С другой клиенткой, 15-летней Оксаной Р., использовали пакет №10 «Предотвращение возникновения пролежней». И процесс их появления полностью прекратился.
Специалисты отделения социальной помощи семье и детям Арского КЦСОН «Центр Милосердия» тоже вспоминают, сколько усилий поначалу было направлено на выявление семей с такими особыми детьми, разъяснительную работу с ними: хотя по закону услуга предоставляется на заявительной основе, ее потенциальные получатели пока не владели информацией в полной мере. Специалисты отделения приглашали мам и пап в КЦСОН на собрания, ко многим сами наведывались на дом с ознакомительным визитом.
– В районе 236 семей, в которых воспитываются 243 ребенка-инвалида, – рассказывает завотделением Фания Саляхова. – Наши специалисты выявили 25, имеющих ограничение способности к самообслуживанию и передвижению третьей степени. На сегодняшний день новой услугой воспользовались 15 семей.
Специалисты центра проводят всестороннюю диагностику семейной ситуации, выявляют проблемы и потребности в получении социальных услуг на дому. Принимая решения о предоставлении детям-инвалидам и их семьям конкретных услуг, обязательно учитывают такие важные факторы, как индивидуальная потребность, состояние здоровья ребенка-инвалида, сохранение или отсутствие способности к самообслуживанию. По словам психолога Юлдуз Хакимовой, родители активно вовлекаются в процесс формирования у детей навыков самообслуживания, общения, для них регулярно проводятся тренинговые занятия «Место, где нам хорошо». Они выполняют рекомендации специалистов, направленные на повышение педагогической компетентности, формирование у них навыков в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями в домашних условиях, в быту. Благодаря этому, например, улучшилась жизнь 13-летней Алии Д., которая не могла даже сидеть. При помощи специалистов и следуя рекомендациям обучающего пакета ее папа сделал специальное удерживающее устройство. И теперь девочке стало намного проще смотреть картинки, книги, телевизор, расширяется ее кругозор.
Положительная динамика есть и у других клиентов: дети охотнее идут на контакт, включаются в игровое взаимодействие, активно исследуют предложенный игровой материал, используют его. Прогресс в речевом, познавательном, двигательном, эмоционально-волевом развитии детей с радостью отмечают и их родители. Но при этом есть и 6 письменных отказов от получения социальных услуг от родителей детей-инвалидов. С ними и с семьями, которые до сих пор сомневаются, специалисты центра систематически проводят разъяснительную работу: регулярно посещают их на дому, беседуют, раздают памятки, буклеты, организуют встречи с семьями, которые уже пользуются новой услугой. Ведь ни одно новшество не принимается сразу, а по прошествии времени все удивляются: как обходились без этого раньше?
Ирина ЧУДНОВСКАЯ