warning: cal_days_in_month(): invalid date. in /home/m/mgtata/public_html/sites/all/modules/archive/archive.module on line 106.


Исключить все риски при проведении экспертизы

Изменения в законодательстве – процесс непрерывный. Порой даже один абзац или предложение, или даже одна фраза могут существенно изменить трактовку тех или иных документов, а, значит, отразиться на жизни тысяч и миллионов людей.

Такие изменения произошли и в нормативной базе медико-социальной экспертизы. А учитывая, что ежедневно за получением государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы только в Республике Татарстан направляются около трехсот граждан (а каждый такой визит связан с важными вопросами, касающимися определения группы инвалидности, мер социальной защиты), эти новшества затрагивают интересы достаточно большого круга людей. Сегодня обо всех изменениях и дополнениях в законодательстве, регламентирующих работу и процедуру освидетельствования граждан, мы беседуем с руководителем – главным экспертом по медико-социальной экспертизе ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан» Министерства труда и социальной защиты РФ Ригелем Низамовым.
– Ригель Халяфович, какие в законодательной базе медико-социальной экспертизы произошли наиболее важные изменения, которые начали действовать в этом году?
– В первую очередь, Постановлением Правительства РФ №805 от 6 августа 2015 года внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, которые были утверждены еще в феврале 2006 года. Этот документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» и вступил в силу с 1 января 2016 года.
Нормативный акт конкретизирует критерии установления групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид». В частности, исключено такое понятие как «ограничения жизнедеятельности», вместо него пришло – «выраженность стойких расстройств функций организма». Понятие «реабилитация» дополнено понятием «абилитация». Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда патологическое состояние больного, приведшее к инвалидности, возникло в раннем детстве. Это мероприятия, которые помогают адаптироваться человеку к жизни. Определен механизм ее применения в рамках создания единого реабилитационно–абилитационного процесса. В связи с этим утверждена новая форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), сокращенно – ИПРА, порядок ее разработки и реализации. Следует особо подчеркнуть, что с целью соблюдения последовательности и непрерывности в проведении мероприятий ИПРА бюро МСЭ будет направлять выписку в региональные отделения ФСС, в орган исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности. Скажем, по медицинской реабилитации или абилитации – в Министерство здравоохранения РТ, по профессиональной и социальной – в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, по психолого-педагогической – в Министерство образования и науки РТ, в части исполнения физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий спортом – в Министерство по делам молодежи и спорту РТ, а в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалида – в региональное отделение ФСС.
– Такое информирование заинтересованных организаций и ведомств, насколько я знаю, проводилось и раньше и предполагало некую обратную связь. А на практике зачастую напоминало игру в одни ворота. В этом вопросе произошли какие-то изменения?
– Приказом Минтруда России от 15 октября 2015 года № 723н предусмотрен четкий механизм обратной связи – предоставление органами исполнительной власти, организациями информации об исполнении возложенных программой реабилитации или абилитации мероприятий. Это сделано в целях динамического наблюдения за проводимыми мероприятиями в отношении каждого инвалида.
Распоряжением Кабинета министров РТ от 29 февраля 2016 года №310-р утвержден состав межведомственной рабочей группы по организации информационного взаимодействия органов исполнительной власти с Главным бюро МСЭ по реализации ИПРА инвалида (ребенка-инвалида). Руководитель рабочей группы – заместитель премьер-министра республики Василь Шайхразиев. Республиканскими приказами определены ответственные лица в министерствах, участвующих в реализации ИПРА инвалида (ребенка-инвалида). Хочу особо подчеркнуть, что все это свидетельствует о внимании со стороны государства к вопросам интеграции граждан с ограниченными возможностями в активную жизнь, о заинтересованности в улучшении качества предоставляемых им услуг.
– Чувствуется, что выстраивать межведомственное взаимодействие по вопросам реабилитации или абилитации инвалидов придется не один месяц, а, может быть, даже год?
– Действительно, прием и передача информации между учреждением медико-социальной экспертизы и исполнителями ИПРА пройдет в три этапа. Первый этап, на котором мы сейчас находимся, – это отправка выписок из ИПРА на бумажных носителях. На втором этапе планируется информационное взаимодействие в электронной форме, которое будет осуществляться посредством обеспечения доступа к базам данных – так называемым «витринам», когда выписки в электронном виде размещаются в окошечке по определенному адресу для получения исполнителем необходимых данных. Третий этап – самый совершенный: работа по организуемому защищенному каналу связи с использованием специального сертифицированного программного обеспечения криптографической защиты информации СМЭВ.
Вопрос организации взаимодействия исполнителей ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) с Главным бюро МСЭ по РТ взят на контроль Правительством республики.
– Это взаимодействие будет осуществляться после факта установления инвалидности. А вот насколько кардинально поменялись методики и сама процедура проведения медико-социальной экспертизы?
– Одно из основных направлений совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы – это разработка инновационных подходов, которые учитывали бы положения международной классификации функционирования. Именно с этой целью в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы были разработаны и утверждены приказом Минтруда от 29 сентября 2014 года №664н новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ. Документ конкретизировал степени выраженности нарушений функций организма, оценка которых с учетом международного опыта производится в процентах от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Были выделены четыре степени стойких нарушений функций организма: первая степень – стойкие незначительные (от 10 до 30 процентов), вторая степень – стойкие умеренные (от 40 до 60 процентов), третья степень – стойкие выраженные (от 70 до 80 процентов) и четвертая степень – стойкие значительно выраженные нарушения (от 90 до 100 процентов). Это дало возможность определять инвалидность на основе объективных, нормативно установленных критериев.
Но все-таки этот нормативный акт требовал доработки. В процессе изучения, применения данных критериев и классификаций Главными бюро всех субъектов РФ ежемесячно в адрес Федерального бюро МСЭ направлялись предложения по внесению изменений в указанный приказ, устраняющих правовую неопределенность и внутренние противоречия. Особенно много было вопросов по освидетельствованию детей. В Федеральное бюро МСЭ, Минтруд РФ поступили обращения уполномоченных по правам ребенка из 45 субъектов России. Вопрос внесения изменений в действующий приказ рассматривался и на Совете Федерации. Изменений было достаточно много. Издан и со 2 февраля этого года вступил в силу новый приказ Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н, утвердивший новые классификации и критерии. В документе конкретизированы подходы к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критерии установления инвалидности, в том числе детям, уточнены формулировки, исключающие двоякое толкование.
Жизнь не стоит на месте, и мы планируем продолжить работу с представителями учреждений здравоохранения и общественных организаций инвалидов, чтобы выявить или исключить риски возникновения или выявления негативных факторов и их последствий при применении новых классификаций и критериев.
Беседовал Владимир ГАРАНИН