Часто не хватало времени в сутках...

На момент создания в Альметьевске службы занятости я работала заведующей отделом по труду и социальным вопросам исполкома Альметьевского горсовета. В то время в городе был и хозрасчетный центр по трудоустройству населения. Объединив эти два подразделения, создали Центр занятости населения. Период становления службы занятости был очень непростым. Работали, что называется, с листа, изучали "Закон о занятости населения", разрабатывали должностные обязанности, документы для работы с клиентами, учились всему новому, приучали предприятия к исполнению новых законодательных документов, создавали базу вакансий, клиентскую базу и многое, многое другое. Было сложно, не хватало времени в сутках, работали взахлеб. 

Еще не до конца освоились с работой в новых условиях, нагрянула большая проблема: хлынул поток беженцев из Абхазии, Таджикистана, Киргизии, Армении. Именно нашей службе было поручено принимать приезжих, присваивать им статус беженцев, выдавать удостоверения, обеспечить работой и жильем. Альметьевский Центр занятости населения в числе нескольких был определен кустовым для их приема. Наше учреждение располагалось тогда на первом этаже жилого дома напротив автовокзала. В ту пору рейсовые автобусы перешли на экономные графики движения, то есть из населенных пунктов в Альметьевск мог быть в день или даже в несколько дней один рейс. Стали привычными длинные очереди в Центре занятости, часто люди стояли и по ночам, а зимой жгли костры на улице. Мы мобилизовали весь свой немногочисленный персонал, старались оперативно решать все вопросы, но многие приезжие были без документов, без одежды, они просто успели спастись. Это вызывало дополнительные проблемы, требовалась координация многих городских служб. Иногда наши сотрудники на первое время забирали их к себе домой, мы собирали одежду, продукты, пытались вселить в них надежду. Самый сложный вопрос, конечно же, был жилищный. Речь шла о местах в общежитиях, о каких-либо комнатах даже на предприятиях, приспособленных под жилье. Было тогда достаточно много примеров, в том числе со стороны крупных предприятий «Татнефти», когда обеспечивались семьи беженцев жильем и работой. 
Шел 1995 год. Наше небольшое помещение уже не вмещало в себя увеличивающийся поток клиентов. Свободных в городе не было. Земельный участок местные власти были готовы предоставить. Все проблемы по строительству здания с нами разделил новый министр труда и занятости Борис Захаров. Строительство далось очень тяжело. Оно совпало с периодом неплатежей на предприятиях, пришлось пройти через сложнейшие, многоступенчатые схемы взаимозачетов, пережить необязательность крупных строительных предприятий и консервацию стройки. А охранять недостроенное здание, чтобы не разворовали имеющиеся стройматериалы, в том числе по ночам, приходилось силами наших мужей. Никогда не забуду, как уже новый глава администрации Ильшат Фардиев, переживая за нас, пригласил на покинутую рабочими стройку министра финансов Роберта Мусина. Я вдохновенно рассказывала, как будет организована работа в новом здании. Вдруг Роберт Ринатович перебивает: «А слабо реализовать пилотный проект по ликвидации безработицы в одном отдельно взятом городе Альметьевске?» Ответила, что именно для этого и строим, и к этому стремимся.
Деньги на продолжение стройки были выделены. В 2001 году служба занятости населения города Альметьевска переехала в новое здание. Но поначалу нам всем было здесь некомфортно. Мы привыкли работать в маленьком и очень тесном помещении и вдруг поняли, что здание диктует новый стиль взаимоотношений, управляет нами. Прошло некоторое время, пока мы и наши клиенты не почувствовали себя полноценными хозяевами этого прекрасного, очень технологичного, оборудованного по последнему слову техники Центра занятости.
Все факты, события с расстояния времени мне видятся только через работников Альметьевской службы занятости, которых я всегда называла и называю штучным товаром, самой большой ценностью службы. Приход каждого нового человека в коллектив всегда поднимал службу на новый уровень. Все проблемы обратившихся в службу занятости людей, будь то сокращение численности, ликвидация, простои, невыплата заработной платы, отсутствие внятной кадровой политики на предприятии, невозможность устроиться на работу, сомнения в правильности выбора профессии, учебного заведения – все это ложится грузом на специалистов. Да, не служба занятости создает рабочие места, а предприятие. Но мы можем многое! Считаю, что все работники службы занятости, не только альметьевской, своим кропотливым трудом ежедневно совершают негромкий подвиг.
Коллектив нашего Центра занятости населения всегда был жадным до нового, до современных, нестандартных форм проведения любых мероприятий. Уже столько лет прошло, как мы провели ярмарку «Образование. Карьера» в онлайн режиме, взорвав молодежную среду и вызвав небывалый искренний интерес к мероприятию. Мы создали тогда специальный форум, чаты, организовали прямую линию с учебными заведениями по видеосвязи. Давно это было, но до сих пор, встречаясь с участниками того мероприятия, слышу, что мы были примером того, что не надо бояться экспериментировать и внедрять новое.
Моя любовь со службой занятости была взаимной с самого момента ее создания. И она не проходит до сих пор. В своей работе я всегда старалась придерживаться сама и требовала от сотрудников соблюдения закона трех «П»: Порядочность. Профессионализм. Преданность. Горжусь коллективом, с которым пережили достойно, помогая альметьевцам, не один кризис, не одну волну безработицы, с которым заработали и заслужили уважение и доверие населения. Вы – лучшие! И спасибо всем, с кем довелось вместе работать за годы профессионального счастья.
Сирена ГАРАЕВА, директор Альметьевского центра занятости населения (1993-2013 гг.)