Главное – не останавливаться на достигнутом

До чего быстро течет время – кажется, только вчера писала о двойняшках Шакировых из Елабуги, которые родились с тяжелым ДЦП. Родители не знали, как с ними правильно заниматься, поэтому до трех лет Наиль и Лилечка не могли абсолютно ничего – самостоятельно кушать и чистить зубы, одеваться. Всему этому их научили специалисты Елабужского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Астра»: Шакировы стали одними из первых клиентов созданной в городе и районе службы домашнего визитирования. 

С тех пор прошло 5 лет. Приехав недавно в «Астру», увидела на занятии по трудотерапии своих старых знакомых – ребята уже закончили второй класс обычной школы. Похвалились хорошими оценками, показали очередную поделку, сделанную под руководством инструктора по труду Алины Насировой.
По словам директора центра Музакира Дакенова, такие удивительные результаты воспитанников – вовсе не чудо. Правильно выстроенный реабилитационный процесс, привлечение родителей к участию в социально-педагогической работе со своим ребенком – вот «альфа» и «омега» всей работы «Астры». Недаром и желающих попасть сюда всегда в два с половиной раза больше, чем позволяет мощность учреждения!
Каждый месяц в «Астре» проходят курс восстановления примерно 65 мальчишек и девчонок в возрасте от 0 до 18 лет. Более чем у половины – нарушения опорно-двигательного аппарата. Те, кому нет 7 лет, согласно положению могут проходить реабилитацию вместе с мамами. Стационар на 35 человек рассчитан не только на малышей, но и на детей из отдаленных районов. А вот дневной стационар на 30 ребят посещают, в основном, елабужане. Но с каждым годом и здесь прибавляется приезжих: поскольку очередь в «Астру» большая, родители предпочитают не ждать мест в стационар, а возить каждый день своих чад, например, из Набережных Челнов или Менделеевска. Результат, говорят, того стоит.
«Материально-техническую базу пополняем с каждым годом, – рассказывает замдиректора Светлана Костина. – В зале ЛФК и тренажерном зале есть по тренажеру Гросса, много тренажеров, которые используются в механотерапии, есть ТСР для реабилитации детей всех возрастов. Применяем и различные ортопедические, лечебные и нагрузочные костюмы – такие как «Атлант», «Адели», «Гравитон». Из последних и широко используемых приобретений – иппотренажер. Помимо кинези-, Бобат-, Войта-терапии, немаловажным звеном в реабилитации являются массаж, теплолечение, физио-, гидротерапия, она в нашем центре представлена бассейном, ваннами, подводным душем. Плюс – гало-, кислородо-, диетотерапия и медикаментозная терапия. Эффективность проводимых реабилитационных мероприятий по разным заболеваниям в нашем центре составляет от 70 до 90 процентов».
За последние годы в «Астре» освоили и внедрили в работу и такие сложные технологии, как, например, микрополяризация головного и спинного мозга, которую используют для реабилитации детей с ДЦП, аутизмом, нарушениями речи, психическими расстройствами.
Чтобы рядом с детьми могли находиться близкие, в «Астре» уже несколько лет назад оборудовали специальную комнату. Познакомилась здесь с 10-летней Аней и ее мамой Еленой Тулыниной, они из Казани. Говорят, приехали в центр целенаправленно – начитались Вконтакте восторженных отзывов мам и самих воспитанников. За ту неделю, что живут в «Астре», Анечка уже научилась самостоятельно надевать носки, ходит на занятия к психологу – после них становится спокойнее. А уж от трудотерапевта ее вообще не выманить. Ручки двигаются все лучше. Недавно сделала свою первую в жизни поделку – рыбку из салфеток.
Реабилитации пространством в «Астре» уделяют большое внимание – везде детские поделки, яркие рисунки, сказочные фигурки. Все продумано так, чтобы дети, которые приходят в центр с опасением, что это очередная больница с болезненными процедурами, быстро успокоились, настроились на реабилитационный процесс.
Проходим по кабинетам. Вот в сенсорной комнате психолог Ольга Анкудинова проводит занятие по релаксации с девочками – у всех серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы. Перебирая светящиеся нити, лежа на виброкушетке, под успокаивающую музыку учатся контролировать выброс своих отрицательных эмоций. В кабинете по соседству Монтессори-педагог Альбина Елизова занимается с 6-летним Динаром – изучают цифры, числа, собирают из частей разноцветные кружки. С 12-летней Машей познакомилась в адаптивном компьютерном классе, который открыт в центре специально для обучения детей с множественными нарушениями здоровья. «Обучение работе с компьютером даст таким детям реальный шанс на получение образования и специальности, соответствующей их возможностям, – отмечает Светлана Костина. – Поэтому вместе с Региональной общественной организацией «Закал» мы подготовили проект «Интеграция детей-инвалидов в компьютерный мир», за который получили грант. Закупили компьютерное оборудование, адаптированное для детей с двигательными нарушениями». За три месяца работы этого класса 16 детей уже получили азы компьютерной грамотности. В ходе работы оказалось, что детей, нуждающихся в обучении компьютерной грамотности на адаптированном оборудовании, гораздо больше, чем позволяют возможности класса. Значит, надо писать новые проекты.
Вообще, к каждому ребенку при составлении программы реабилитации в центре подходят максимально индивидуально, в зависимости от состояния здоровья. С родителями в ходе курса реабилитации детей тоже работают основательно. На совместных занятиях, специальных курсах им рассказывают, например, о ТСР, особенностях их использования, дают навыки массажа, знаний по психологии. Практикой центра доказано: родители спокойны и уверены в себе – реабилитационный потенциал детей возрастает многократно.
О планах на будущее директор сказал просто: не останавливаться на достигнутом. Вот-вот в бассейне «Астры» появится так необходимое детям подъемное устройство. Будет расширена работа по раннему вмешательству, совершенствоваться методы и приемы работы с семьями, имеющими детей, нуждающихся в реабилитационных мероприятиях в домашних условиях. И, конечно, продолжится работа в родительском клубе «Паруса надежды» индивидуально с родителями, ведь без помощи родных и близких маленьких реабилитантов работа специалистов центра будет менее успешной.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

Музакир ДАКЕНОВ, директор Елабужского реабилитационного центра для детей-инвалидов «Астра»
Недавно нашей «Астре» исполнилось 10 лет. Сегодня центр – ведущее детское реабилитационное учреждение не только республиканского, но и общероссийского масштаба. Мы непрерывно совершенствуем технологии работы, регулярно внедряем новые методики. Наша главная цель – комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями, обеспечение их максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе и семье, к обучению и труду. Для повышения ожидаемого реабилитационного результата есть все необходимое современное оборудование. Особое внимание уделяем повышению профессиональной компетенции специалистов – они проходят обучение не только в передовых центрах республики, но в крупных городах РФ и за рубежом.
 

«Астра» обслуживает детей с различными заболеваниями нервной системы, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, эндокринной системы, зрения, слуха, психическими расстройствами и врожденными аномалиями развития. В структуру центра входят 2 отделения – медико-социальной реабилитации и социальной адаптации. В социальной реабилитации применяются такие направления, как кондуктивная педагогика, логопедия и дефектология, психологическая помощь, Монтессори-педагогика, трудо-, музыкотерапия, бытовая адаптация.
 

Евгения ЧЕРКЕЕВА, завотделением медицинской реабилитации
Наш центр стал одним из нескольких учреждений соцобслуживания Татарстана, где вот уже почти 4 года успешно используют инновационную программу MOVE, предназначенную для обучения детей и взрослых с физическими нарушениями и особыми нуждами функциональной активности. В 2012 году я стажировались в Лондонском научно-методическом центре, стала дипломированным MOVE-тренером. Элементы программы «MOVE» зарекомендовали себя в работе хорошо. Теперь я, например, не жду, когда дети с тяжелым ДЦП наберутся сил в положении лежа, а сразу пытаюсь поставить их вертикально. Так экономится время, которое можно использовать для обучения ребенка дополнительным навыкам. Кроме того, МOVE позволяет развить и закрепить навыки в течение обычного распорядка дня, что в дальнейшем становится образом жизни ребенка.
 

Лилия ХАЛИЛОВА, бабушка 16-летней Аделины, Альметьевск
Мы в «Астре» с внучкой в третий раз. Нравится здесь очень. Занятия в бассейне помогают Аделине учиться лучше ходить, она посещает сенсорную комнату. Но больше всего ей по душе занятия по трудотерапии. Такие поделки создает – сами удивляемся! У Аделины есть еще трое братишек и сестренок, и теперь она главная мамина помощница – всему научили специалисты «Астры» на занятиях по эрготерапии.