Финансовая грамотность: где научат «включать мозги»

В Казанском Университете третьего возраста, являющимся самым крупным проектом Татарстанского отделения «Союза пенсионеров России», в этом учебном году открылся новый факультет – финансовой грамотности.

В оценке финансовой грамотности населения нашей страны эксперты единодушны: она находится на весьма невысоком уровне. Это же подтверждают и опросы. Например, результаты сравнительного исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 30 странах поставили Россию по финансовой образованности на 25 место, а итоги опроса в148 странах, проведенного рейтинговым агентством Standard & Poors, – на 55-е. 
Казалось бы, проблема финансовой грамотности никаким боком не касается пенсионеров, не такие у них большие доходы, чтоб подключать к ним науку.
– Типичная точка зрения финансовых невежд, – утверждает Лилия Сафина, старший преподаватель кафедры ценных бумаг, биржевого дела и страхования Казанского (Приволжского) федерального университета, которая ведет занятия на новом факультете. – Человеку с любым уровнем доходов нужно учиться управлять своими денежными средствами и наиболее эффективно ими распоряжаться. Финансово грамотный человек ежемесячно ведет учет расходов и доходов семьи, живет по средствам – без излишних долгов, планирует на перспективу, умеет выбирать и пользоваться финансовыми услугами. Не уверена, что слушатели факультета уже следуют данной формуле. Вот этому мы и будем учиться.
Программа университетского курса для пенсионеров рассчитана на 36 часов и максимально приближена к практике. За основу взяты разработки правительственного документа «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
– Недостаточный уровень финансовой грамотности выражается в неумении граждан строить долгосрочные финансовые планы, формировать эффективные сбережения, правильно оценивать риски и принимать ответственность за свое финансовое благосостояние, – говорит председатель Татарстанского отделения «Союза пенсионеров России» Любовь Мишина. – Это является сдерживающим фактором для развития финансового рынка­ страны и ее экономики в целом. Вот почему образованность людей в сфере финансов становится приоритетной задачей для государства. Нынче Татарстан вошел в пятерку пилотных регионов по апробации курса финансовой грамотности для школьников, не останутся в стороне и студенты. А пенсионеры? Где им повышать свои знания? В «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года» разработан целый блок направлений, в которых необходимо двигаться, чтобы поднять планку финансовых знаний этой многочисленной категории населения. Но пока усилий со стороны государства явно недостаточно, поэтому наша общественная организация тоже подключилась к решению проблемы, открыв в казанском Университете третьего возраста новый факультет.
– Потребность в таких знаниях у наших студентов мы чувствовали давно, и уже несколько лет на факультете «Экономика и право» давали некоторые сведения из области управления личными финансами, – говорит Тамара Шамаева, руководитель учебно-методического совета УТВ. – Но вызовы времени таковы, что назрела необходимость в более углубленном преподавании этой науки. Пенсионеры все больше вовлекаются в сферу финансовых услуг, где их могут поджидать не только удобства, но и риски. Пожилые чаще других становятся жертвами мошенников. Обучение на факультете позволит этим людям лучше ориентироваться в современном мире финансов, эффективнее управлять своими расходами, узнать о банковских услугах, познакомиться с правилами финансовой безопасности.
Занятия на факультете уже идут, и возрастные студенты делятся первыми впечатлениями.
– Во-первых, я по образованию экономист, во-вторых, рациональное отношение к личному бюджету мне заложили родители, – рассказывает Ирина Птицына. – Еще будучи молодой мамой я уже знала, что с зарплаты мужа-инженера в 140 рублей я обязательно должна 10 рублей отложить. Планировала расходы на неделю, на месяц. А сейчас, посещая занятия, узнаю, что это и есть финансовая грамотность. Ловлю каждое слово преподавателя, с чем-то про себя соглашаюсь, с чем-то нет, но в любом случае все это мне безумно нравится. На последней лекции разбирали пути повышения личного дохода. Казалось бы, ну как я могу повысить свою пенсию? А вот иду с занятия и думаю: «Так. Я умею вышивать. Наверняка можно найти место, где я могу продать свои изделия. Во-вторых, у меня есть кровать с массажным эффектом. Если даже назначить самую малую цену за сеанс, все равно – прибавка к пенсии». Словом, занятия на факультете заставляют «включать мозги», причем в очень нужном направлении.
Валентина КАЧАНОВА