На «Арктике» – к Северному полюсу

9 декабря в нашей стране отмечают великий праздник – День героев Отечества. Героем может стать, конечно же, далеко не каждый. Для этого нужно не думать о собственной выгоде и безопасности, а только о благе своей Родины.

В Лаишевском районе проживает Герой Социалистического труда Фидус Фаизович Асхадуллин. Он родился 12 декабря 1941 года в Башкирии. В 1960 году парня призвали в армию, на Северный флот. Служил на атомных подводных лодках, где приобрел специальность. После демобилизации юноша уехал в Мурманск, семь лет работал машинистом на атомном ледоколе «Ленин».
В конце 1972 года большую группу специалистов, в состав которой входил Асхадуллин, с ледокола во главе с капитаном Ю. Кучиевым командировали в Ленинград. Там Фидус принял участие в испытании нового атомного ледокола «Арктика». 9 августа 1977 года атомоход снялся с якоря и взял курс на Северный полюс. На борту – 170 человек экипажа.
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол «Арктика», преодолев мощный ледяной панцирь Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. И первым человеком, ступившим на лед Северного полюса, был Фидус Асхадуллин, который перед этим получил по переговорному устройству приказ: «Асхадуллин, тебе почетное задание: установить на Северном полюсе десятиметровый флагшток для поднятия Государственного флага СССР. Выполняй!»
Они выбрали ровную площадку и установили на ней флагшток – стальной стержень. После этого с корабля был спущен парадный трап. В 9 часов 40 минут по московскому времени над Северным полюсом заколыхался на ветру флаг Советского Союза. Сообщение об этом взволновало весь мир. Пятнадцать часов провели на полюсе члены команды с «Арктики».
Покорение Северного полюса – не единственная славная страница в истории атомохода «Арктика». В конце 1983 года экипажу ледокола выпало новое серьезное испытание на прочность. Караваны судов отечественного торгового флота безнадежно застряли во льдах Айонского массива. Сопровождавшие их дизельные ледоколы тоже стали пленниками стихии. «Арктика» пробилась туда и вывела на открытую воду все оказавшиеся в ледовой западне корабли. Надежность работы ее энергетической установки тогда обеспечили Асхадуллин и его товарищи из электромеханической службы атомохода. Их большая заслуга в том, что реакторы «Арктики» вместо 100 тысяч первоначально запланированных часов безотказно проработали 175 тысяч, значительно продлив срок службы атомохода.
В 1999 году «Арктику» временно вывели из эксплуатации для ее модернизации и продления ресурса ядерной энергетической установки, в связи с этим Асхадуллин перешел на атомный ледокол «Таймыр». Несмотря на большую занятость на судне, он находил время и для общественной деятельности, будучи одним из активистов профсоюзной организации пароходства. В качестве делегата от мурманских моряков принимал участие в работе ХI и ХII съездов профсоюза рабочих морского и речного флота, ХIII съезда профсоюзов страны.
За выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 года Фидусу Фаизовичу Асхадуллину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Выйдя в 2005 году на пенсию, Фидус Фаизович покинул Север и поселился в Татарстане. Он женат, у него четверо детей: трое сыновей и дочь. В декабре нынешнего года Герой празднует свой 75-летний юбилей. Всю жизнь Фидус Фаизович честно и добросовестно выполнял свое дело, как и подобает настоящему мужчине. Он – истинный Герой нашего Отечества!