Что сыграет роль «спасательного круга»?

№ 3 от 26 января 2017 года

Когда в Рыбнослободский социальный приют для детей и подростков «Акчарлак» привезли 13-летнюю Регину Г., сладить с ней было непросто: девочка из про­блемной семьи не шла на контакт, категорически отказывалась заниматься чем-нибудь позитивным. Брешь в этой стене непонимания все-таки удалось пробить: Регину, обладающую неплохими физическими данными, удалось увлечь спортом. Она стала заниматься теннисом, волейболом, гимнастикой в спортивно-оздоровительном центре приюта. Потом неожиданно заняла сначала­ первое место в школьных соревнованиях по отжиманию, а потом и в районных!

Это стало началом ее новой жизни: успех принес уверенность в себе, желание показать, что она ничем не хуже сверстников и в других сферах. 
Регина с помощью сотрудников приюта подтянулась в учебе, у нее появились новые друзья. Родителей тоже удалось убедить отказаться от вредных привычек. И когда девочка вернулась к себе домой, в родное село Корноухово, тоже не оставила занятий спортом, посещает секции в местной школе, участвует в районных соревнованиях.
– Чтобы реабилитировать на¬ших воспитанников, вернуть к нормальной жизни, по¬мочь им социализироваться, нужен огромный труд, – говорит директор приюта Ильгизар Шакиров. – Судьбы у всех непростые – пьющие родители, которым нет до своих детей никакого дела, перенесенные психологические травмы, отравляющие всю дальнейшую жизнь. Обида на весь мир, патологический страх, неверие в себя, агрессия или апатия – вот лишь самый узкий спектр проблем, с ко¬торыми нам приходится работать. Поэтому мы стараемся выстроить реабилитационный процесс так, чтобы дети смогли раскрыться, чтобы новый интерес стал для них своеобразным «спасательным кругом». И, конечно, отслеживаем судьбы выпускников, уделяем большое внимание тому, чтобы, вернувшись в родную семью или обретя приемную, наши ребята не бросали занятия по интересам, которые становятся для них важным средством социализации.
«Акчарлак» – пожалуй, единственный приют в республике, имеющий собственный спортивно-оздоровительный центр. А поскольку учреждение находится в глубинке, в селе Верхний Тимерлик, уникальность такой работы переоценить трудно. Центр, который тоже называется «Акчарлак», действует с 2008 года, он был оборудован в помещении бездействующих мастерских местной школы бла­годаря поддержке ЗАО «Кулон». Сейчас там размещаются тренажерный зал, кабинет, где занимаются настольным теннисом, есть лыжи, велосипеды, маты для борьбы, столярная и швейная мастерские. В одной из комнат проходят заседания детско-родительского клуба «Семейный очаг». Сотрудники с гордостью рассказывали: благодаря победе в конкурсе «Общественная инициатива-2015» в центре появился сухой бассейн, в 2016 году опять-таки благодаря помощи «Кулона» обновили¬ полы, покрасили стены. Здесь работают настоящие фанаты своего дела, люди, которые являются хорошим примером для ребят. Например, инструктор по труду Марсель Хасанов не только известный всей округе умелец, но и спортсмен-лыжник, легкоатлет, борец, неоднократный участник и призер районных сабантуев. Под его руководством 9 старших воспитанников не только получают очень полезные профессиональные навыки в столярной мастерской, но и закаляют тело и дух во время спортивных занятий.
Один из тех, кому «Акчарлак» дал путевку в новую жизнь – Искандер С. 13-летнего подростка привезла в приют приемная мама, которая совершенно не справлялась с его воспитанием. Паренек не ходил в школу, курил, выпивал. После долгой работы с психологом его попробовали привлечь к участию в спортивных мероприятиях, которых в приюте проводится множество. И, как оказалось, попали в точку, – подростку понравилось чувствовать себя победителем. Начал посещать кружки спортивно-оздоровительного центра, увлекся волейболом, борьбой. Когда курс реабилитации подошел к концу, о вредных привычках Искандер забыл, теперь занимается в спортивных секциях в своей школе, завоевывает призовые места даже в республиканских соревнованиях.
15-летнюю Диану К. доставили в приют после очередного шабаша ее пьющих родителей. Сотрудники приюта обнаружили у девушки большие музыкальные способности и постарались их развить – в «Акчарлаке» работает много творческих кружков. Как все радовались, когда Диана привезла диплом лауреата с Республиканского конкурса юных талантов «Созвездие-Йолдызлык»! В этом году девушка поступила в Лаишевский технико-экономический техникум. Но хотя профессию выбрала техническую, востребованную, про творчество не забывает, участвует во всех культурных мероприятиях.
В приюте «Акчарлак» давно вошло в традицию, что помимо действующих на базе учреждениях разнообразных кружков воспитанники посещают еще и творческое объединение «Салять» («Талант») в Верхнетимерликской школе – поют, танцуют, разыгрывают сценки вместе с детьми из благополучных семей. По словам Ильгизара Шакирова, это дает им положительные образцы для подражания, учит правильно общаться со сверстниками. Одним словом, помогает успешнее социализироваться.
У порога познакомилась с 11-летней Лерой, которая, оттанцевав в приютском кружке «Капельки», бежала в «Салять» в драмкружок. Поделились на ходу радостью: дали роль в новой постановке! Сотрудники потом рассказали – родители Леры злоупотребляют спиртным, накопили огромный долг по коммуналке, давно живут с отключенным светом и газом, сама девочка первое время в приюте разговаривала только нецензурными словами и вела себя вызывающе. Зато сейчас она в «Акчарлаке» – первая артистка. Как сложится ее дальнейшая жизнь, пока неизвестно. Можно быть уверенным только в одном: сотрудники приюта сделают все, чтобы девочка нашла себя в жизни.
Анна ПРОНИНА

И они скажут: «Смогу жить самостоятельно!»
Еще летом сотрудники Верхне-Отарского детского дома-интерната для умственно отсталых детей сообщили: у них устанавливают новую кухонную мебель. И разместят ее вовсе не в столовой учреждения, а в специально оборудованном для этого блоке! Дело в том, что учреждение стало экспериментальной площадкой Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ по реализации новой программы, получившей поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И вскоре наиболее сохранные воспитанники будут жить не в общих спальнях, а в комнатах квартирного типа, по двое в каждой.
Отдельное крыло здания полностью оборудуют по типу «малосемейки» – своя кухня, санузел, душ, стиральная машина. Все это нужно, чтобы по максимуму привить ребятам навыки самообслуживания. Среди тех, кто станет «новоселом» – 15-летний Дмитрий и 17-летний Сережа. При поступлении в интернат подростки с диагнозом «имбецильность» плохо общались с окружающими, часто вели себя агрессивно. Правильно продуманная реабилитация позволила им начать другую жизнь. Ребята – завсегдатаи кабинета по социально-бытовой адаптации, с удовольствием осваивают азы приготовления простых блюд. Еще ухаживают за животными в интернатском зоопарке, поливают цветы. Одним словом, они уже готовы к тому, чтобы их перестали полностью опекать.
Проект, реализация которого начата Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан, называется символично – «Смогу жить самостоятельно». Его официальное наименование – «Межведомственная программа по комплексной подготовке и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями жизнедеятельности к активной самостоятельной жизни в Республике Татарстан на 2016-2017 годы». В его реализации задействованы воспитанники шести специализированных учреждений республики, в том числе Верхне-Отарского и Дербышкинского детских­ домов-интернатов для умственно отсталых детей.
– Общий объем средств, предоставленных Фондом – 9,684 миллиона рублей, – комментирует и.о. директора Республиканского информационно-методического центра в сфере социальной защиты Иван Ми­люков. – Реализация мероприятий проекта осуществляется на условиях софинансирования: 30 процентов – за счет средств Фонда, остальное – из бюджета республики. Прежде всего, предусмотрено оснащение базовых площадок современным реабилитационным оборудованием, позволяющим значительно повысить качество всех видов реабилитационной помощи, объективно оценить адаптационный потенциал детей и эффективно выстроить программу их подготовки к самостоятельной жизни.
В 2016 году сотрудники РИМЦ 14 раз выезжали в учреждения-исполнители – оценивали материально-технический и кадровый потенциал, оказывали методическую помощь. Разработана форма «Диагностической карты ребенка», включающая разделы по психологической диагностике, оценке социально-бытовых навыков и навыков социально-средовой ориентации, оценке речи и коммуникации. В марте в РИМЦ прошел организационный семинар с участием специалистов базовых площадок, а в сентябре в Центре реабилитации инвалидов «Восхождение» состоялся проектный семинар по организационному сопровождению реализации программы.
120 специалистов организаций-исполнителей прошли курсы повышения профессиональной компетенции. Например, 40 стали слушателями курсов, где преподавателями были специалисты Санкт-Петербургской «Социальной школы Каритас». Специалисты учились, как проводить комплексную оценку реабилитационного потенциала и формировать дифференцированные программы социальной адаптации детей-инвалидов.
– Организована работа 5 диагностических лабораторий, сформирована база данных детей целевой группы от 10 до 18 лет, разработано 12 дифференцированных программ по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни, – отмечает Иван Милюков. – Мероприятиями социально-психологической, социально-медицинской, социально-трудовой, социокультурной направленности охвачены 267 детей-инвалидов. В 5 учреждениях-исполнителях оснащены залы адаптивной физкультуры.
Важное направление программы – профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка. 127 воспитанников из 5 учреждений побывали в Детском городе профессий «КидСпейс» и 152 – в парке занимательных наук «Лабораториум».
По словам Ивана Милюкова, работа по формированию банка эффективных технологий и методик работы по организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов, а также их сопровождения будет продолжена.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ