Социально-трудовая сфера: итоги, задачи, перспективы

№ 3 от 26 января 2017 года

О результатах работы за 2016 год и планах на год наступивший пойдет речь на итоговой коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Об основных тенденциях развития социально-трудовой отрасли мы беседуем с министром Эльмирой ЗАРИПОВОЙ.

– Эльмира Амировна, иной прошедший год стремишься «захлопнуть», как плохую книгу, а дни другого так и хочется «перелистывать», вспоминая события, людей… К какому разряду вы бы отнесли 2016-ый?
– Прошлый год выдался сложным, ответственным, полным очень важных событий. Радует то, что удалось сделать много полезного как для республики в целом, так и для каждого татарстанца в отдельности. По каждому направлению: будь то труд и занятость, социальная защита, социальное обслуживание, охрана труда – мы поступательно двигались вперед. Был сделан упор на инновации, внедрение современных технологий. Именно за счет этого удалось добиться не просто положительных изменений в социально-трудовой сфере, а качественного роста.
– «Он разбил свою чашку риса» – так китайцы говорят о человеке, потерявшем работу. Конечно, удел россиянина, потерявшего место, не столь трагичен, но все равно ни один человек не хотел бы стать клиентом центра занятости. Как вы охарактеризуете нынешнюю ситуацию на рынке труда?
– Тут был даже установлен своеобразный рекорд: уровень регистрируемой безработицы в Татарстане к концу 2016 года приблизился к историческому двадцатидвухлетнему минимуму – 0,7 процента от численности экономически активного населения. Количество безработных сократилось более чем в 3 раза и составляет 14,6 тысячи человек. Сегодня уровень занятости населения благодаря реализации в республике широкомасштабных инвестиционных проектов составляет 69,3 процента. Отмечу, что это на 3,3 процента выше, чем в целом по Российской Федерации.
Стабильная ситуация на рынке труда – это еще и результат мер, принятых в рамках государственной программы содействия занятости населения. Объем ее финансирования составил около 1,4 миллиарда рублей, из них более 700 миллионов – вклад федерального бюджета. В 2016 году удалось трудоустроить 46,2 тысячи человек, а это 62 процента от числа обратившихся в наши органы службы занятости. Для кого-то выходом из ситуации стали общественные и временные работы – такой возможностью воспользовались около 11 тысяч безработных. 8,4 тысячи человек прошли обучение, причем именно тем профессиям, которые востребованы на рынке труда.
– Сегодня разговоры об экономическом кризисе пошли на спад. Но государство держит руку на пульсе и продолжает финансово подпитывать «узкие» места. Какова отдача от выделенных средств?
– Действительно, вопросы, связанные с кризисной ситуацией, сегодня теряют свою остроту. Снижению напряженности на рынке труда способствовала и программа антикризисных мер. Ее финансовое подкрепление составило более 500 миллионов рублей, в том числе из федеральной казны – около 300 миллионов. Более 30 предприятий получили дополнительную поддержку на реализацию программ опережающего обучения персонала, организацию временной занятости, трудоустройство выпускников и инвалидов. Более 33 тысяч человек стали участниками программы. Приведу наиболее значимые цифры: 7,2 тысячи работников прошли опережающее обучение, на временные рабочие места трудоустроено около 27 тысяч человек.
Эти меры оказали существенное влияние на снижение уровня общей безработицы в республике – сегодня он составляет 3,9 процента, тогда как в целом по России этот показатель равняется 5,3 процента.
– У нас есть часть населения, которую работодатели не очень-то жалуют. Речь об инвалидах, мамах с маленькими детьми, «молодых» пенсионерах. Можно ли сказать, что с прошлого года стала приоритетной работа службы занятости с социально уязвимыми категориями населения?
– Поскольку прогнозируется дефицит трудовых ресурсов, в ближайшие годы мы будем вести активную политику по привлечению на рынок труда неактивной части населения. Речь идет о создании условий для реализации конституционного права на труд инвалидам, женщинам с детьми, низкоконкурентным на рынке труда категориям граждан. Здесь одно из важнейших направлений – развитие трудовых навыков и профессиональная реабилитация инвалидов.
Федеральным центром поставлена задача обеспечения доступности услуг в сфере занятости для инвалидов. К примеру, в 2017 году в Татарстане 37 процентов инвалидов трудоспособного возраста должны быть обеспечены работой в рамках различных программ и проектов трудоустройства или сохранения занятости. Если учесть, что сегодня работает 29,5 тысячи человек из 98 тысяч инвалидов трудоспособного возраста, то еще как минимум для 6 тысяч человек из числа людей «на группе» мы должны создать соответствующие рабочие места.
В прошлом году в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обратились 3,8 тысячи граждан с инвалидностью. 53,3 процента из них, а это 2057 человек, трудоустроены.
– Какие новеллы ожидают в наступившем году людей с ограниченными возможностями, которые обратятся в центры занятости населения?
– Инвалидам, имеющим значительные ограничения жизнедеятельности, в 2017 году предложат новую услугу – сопровождаемое содействие занятости. Это совершенно новое направление работы с целевой аудиторией в Российской Федерации. В рамках развития гражданского общества мы планируем привлечь к этому важному делу социально ориентированные некоммерчес­кие организации. Ситуация с трудоустройством лиц с ограниченными возможностями здоровья является показателем социальной стабильности общества в целом. Но без совместных усилий партнеров на рынке труда такую задачу не решить.
– Многие пенсионеры тоже хотят работать. Но в отделах кадров им часто дают от ворот поворот. На что могут претендовать те представители старшего поколения, которые считают, что им пока рано на заслуженный отдых?
– Конечно, граждане старше трудоспособного возраста – участники рынка труда тоже требуют самого пристального внимания. Сегодня каждый четвертый пенсионер в республике продолжает работать, и не учитывать их потенциал, накопленный опыт просто неправильно. Это важно, в первую очередь, для сохранения активного долголетия и поддержания уровня их доходов.
В 2016 году мы впервые предусмотрели обучение 200 пенсионеров, сохранивших способность и желание трудиться. Перечень предлагаемых профессий­ и программ внушительный: тут и лифтер, и слесарь-сантехник, и оператор котельной, и электрогазосварщик, и повар, и оператор ЭВМ, и ландшафтный дизайн... По­ка проект реализован в Казани и Набережных Челнах. Нынче предполагаем распространить его и в других городах и районах республики, конечно, в увязке с ситуацией на местном рынке труда.
– «Серый» рынок труда – явление на удивление живучее. Каких результатов удалось добиться в прошлом году в борьбе с этим теневым сектором?
– Как это ни печально, по данным выборочных обследований около 17 процентов рабочей силы занято на «сером» рынке труда. Наиболее «популярными» сферами деятельности на нерегистрируемом рынке являлись торговля и ремонт автотранспортных средств, строительство и ремонт жилья, транспорт. Сегодня в республике система по легализации неформального рынка труда работает достаточно слаженно, так как ее основы были заложены еще в начале 2000 годов, и есть определенный накопленный опыт и значительные результаты работы в этом направлении. В 2016 году Президент Российской Федерации Владимир Путин еще раз акцентировал внимание федеральных органов исполнительной власти и руководителей регионов на вопросах активизации работы по легализации трудовых отношений, в том числе и самозанятых граждан, которые оказывают базовые услуги населению. В прошлом году предстояло вывести «из тени» не менее 80 тысяч человек. С этой задачей удалось справиться, в том числе благодаря активному участию в этой работе органов местного самоуправления.
– У «серого» рынка труда есть еще одна негативная сторона: работодатель, не связанный с работником правовыми «узами», мало заботится об обеспечении безопасных условий труда. Как в целом по республике обстоят дела с охраной труда, стали ли на предприятиях и в организациях уделять больше внимания этой проблеме?
– 2016-ый я бы назвала годом существенных перемен в сфере охраны труда. Количество пострадавших на производствах снизилось по сравнению с 1998 годом в 2,8 раза. Уменьшилось на 25 процентов численность пострадавших со смертельным исходом по сравнению с 2015 годом. Вообще в течение последних лет в республике наблюдается зна­чительное снижение уровня производственного травматизма, в том числе – со смертельным исходом. Во многом это происходит благодаря реализации комплекса мер, направленных на снижение профессиональ­ных рисков. В 2016 году вопросам охраны труда обучено около 45,2 тысячи человек. Внушительно подросло количество рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда, – всего 196 тысяч рабочих мест. Понятно, что без вложения средств условия труда не улучшишь. Так вот, затраты на мероприятия по охране труда повысились на 36,6 процента и составили более 22,9 тысячи рублей из расчета на одного работающего.
Положительные результаты приносят реализуемые отраслевые программы улучшения условий и охраны труда. Большой вклад вносят органы местного самоуправления. Во всех районах разработаны и успешно реализуются программы улучшения условий и охраны труда. Очень важно, что в программах 14 муниципальных районов предусмотрено не только финансирование из средств Фонда социального страхования и работодателей, но и из муниципальных бюджетов.
– Возможно, если бы нарушители знали, что за необеспечение безопасных условий труда они будут наказаны самым строгим образом, они стали бы более осмотрительны. Не получается так, что руководители организаций, где травмировались, а то и погибли работники, отделываются небольшим штрафом?
– Это не так. В республике налажена система оперативного реагирования на факты нарушения в сфере охраны труда. Если произошел серьезный эксцесс, никто «на тормозах» ничего не спустит. В прошлом году возбуждено 75 уголовных дел, из которых 21 передано в суд. На сегодня судами вынесено 6 обвинительных приговоров, по которым виновные лица привлечены к различным видам наказания.
– Есть еще одна парадоксальная сторона этого вопроса. Каждый человек, идя на работу, хочет вернуться домой живым и невредимым. А посмотришь сводки несчастных случаев: один работник «забыл» про страховочный пояс, другой не надел каску... Как повысить ответственность самого работника?
– Тут выход один – уделять больше внимания формированию культуры охраны труда, изменению отношения человека к вопросам безопасного труда. В 2016 году произошло большое количество законодательных изменений. Это в первую очередь связано с тем, что на общероссийском уровне продолжается реализация курса на повышение ответственности за производственную безопасность. На сегодняшний день Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены 17 правил по охране труда для различных видов экономической деятельности. А до 2018 года планируется утвердить еще 24 нормативных документа. В перспективе работа по организации системы охраны труда будет базироваться на информировании об изменениях методов управления охраной труда как работодателя, так и работника.
– Население воспринимает ваше министерство прежде всего как орган, который берет под свое кры­ло людей со скромным достатком, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Все ли граждане, нуждающиеся в государственном вспомоществовании, вовремя и в полном объеме получили положенные им меры социальной поддержки?
– Разумеется. В Республике Татарстан сформирована широкая система социальных выплат: она включает в себя 30 федеральных и 49 республиканских. Общее число получателей мер социальной поддержки составляет 1,75 миллиона человек. Обычно говорят, что все познается в сравнении. Так вот, что касается мер соцподдержки, то здесь объемы финансирования увеличились в 1,7 раза: с 8,5 миллиарда рублей в 2010 году до 14,7 миллиарда рублей в 2016-ом.
Важнейшей задачей социальной политики республики, как это озвучено в Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету РТ на 2017 год, является повышение качества адресной поддержки­ отдельных категорий населения, нуждающихся в помощи государства. Прошедший 2016 год стал годом перехода к очередному этапу внедрения адресности в систему социальной поддержки населения. Из 79 мер социальной поддержки 15 предоставляются с учетом доходов. Объем «адресных» мер по итогам 2016 года составил более 8 миллиардов рублей или 65 процентов от общих затрат, направляемых на социальную поддержку. Получателями «адресных» мер являются 1,1 миллиона человек.
В последние годы беспрецедентное внимание уделяется вопросам повышения качества и доступности государственных услуг, о чем свидетельствует рост принимаемых в этой области нормативных документов, активное внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия и увеличение числа граждан, использующих Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан. По итогам 2015 года доля электронных заявлений составила 30 процентов, а на сегодняшний день мы увеличили этот показатель более чем в 2 раза. Это большой шаг вперед: десятки тысяч граждан получили качественные услуги, не затратив на это лишнего времени.
– Большой блок работы министерства – социальное обслуживание. Хотелось бы узнать, какие положительные перемены ощутили на себе наши самые заслуженные люди – представители старшего поколения?
– Здесь я бы выделила несколько аспектов. По решению Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова право на бесплатное получение социального обслуживания на дому установлено для одиноких и одиноко проживающих ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в сельской местности, из числа лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны; награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев. В результате бесплатно стали получать социальные услуги на дому еще 1680 человек.
В числе главных задач на 2017 год – реализация мероприятий, определенных Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Прежде всего это работа, направленная на создание условий для проживания пожилых в домашних условиях. В республике мы активно внедряем стационарозамещающие технологии. С января начали реализовывать пилотный проект «Приемная семья для пожилого человека» по созданию 30 приемных семей. В соответствие с новым законодательством одной из главных функций социальных служб является предметная работа по профилактике случаев оставления граждан пожилого возраста без помощи и должного ухода, содействие в получении необходимой помощи. В 2016 году работники социальных служб обошли 49 тысяч человек 70 лет и старше, из которых 64 процента нуждаются в постороннем уходе. По результатам обходов нуждающиеся граждане, необеспеченные уходом со стороны родственников, взяты на социальное обслуживание.
– Эльмира Амировна, в министерстве столько направлений работы: одни борются с безработицей, другие помогают малоимущим, третьи занимаются проблемными семьями, инвалидами... Реально ли для всех работающих в социально-трудовой сфере поставить единые цели, настроить, что называется, на единую волну?
– Прежде всего хочу сказать, что наша отрасль – особенная. Люди приходят в наши учреждения со своими проблемами, бедами. Темп работы нарастает, планка, которой мы придерживаемся, становится все выше. В этой ситуации очень важно всем настраиваться только на позитив. Я как руководитель всегда нацеливаю специалистов отрасли на то, чтобы они ставили перед собой максимальные задачи, достигали большей эффективности в работе. Ведь это аксиома: зона комфорта не может быть зоной развития.
Беседовала Дилара ВАФИНА