Жизненное кредо золотой медалистки

№ 9 от 7 марта 2017 года

Есть люди, одно появление которых где бы то ни было – на работе ли, на официальной встрече, на юбилейном вечере – заряжает воздух доброй энергетикой и теплом. Такова Нурия Федорина, педагог с большим стажем, председатель Совета незрячих женщин Татарстана, супруга председателя ТРО ВОС Владимира Федорина.

ПЕРВЫЕ УРОКИ ЖИЗНИ
В семье фронтовика Шайхелислама ага, что жила в деревне Нуркеево Сармановского района, родился долгожданный ребенок – дочка Нурия. Немного погодя выяснилось, что у девочки не все хорошо со зрением, но родители любили своего первенца самозабвенно. К тому же Нурия оказалась на редкость послушной и трудолюбивой девочкой. Мама и папа вовсе не запрещали ей заниматься домашними делами, и слабовидящая кызым очень рано научилась мыть в доме полы, прибираться в комнате, ходить за водой. Сельский дом был невелик – 12 квадратных метров, а населяли его пять человек: у Нурии со временем появились братишка и сестренка. Старшая дочка в садик не ходила, а потом стала ухаживать, как заправская воспитательница, за самыми маленькими в семье. Мама отправлялась на работу – на три часа в ремонтную мастерскую, которой заведовал отец. Нурия в это время сестренке соску подносила, колыбельку качала, исполняла другие нехитрые, но столь необходимые обязанности няньки. И до того ей это нравилось, что она еще тогда стала лелеять мечту стать учительницей.
Летней порой – огород. Маленькая Нурия непременно крутилась вместе со взрослыми возле грядок. Обожала поливать цветы, любимые папой георгины – она и сейчас выращивает их в своем саду. Пожалуй, с папой у девочки возникла такая родственность душ, которая повлияла на формирование внутреннего мира и характера Нурии. Отец всю жизнь читал классическую и современную литературу, слушал музыку. Из командировок приво­зил книги и грампластинки. И, конечно, ко всему этому духовному богатству прикасалась и нежная душа девочки.
 

В ШКОЛУ!
Незаметно подкрались годочки, когда Нурие уже нужно было в школу поступать. В одну из поездок в Набережных Челнах отцу попался в пути прозорливый слепой старичок, который, выслушав рассказ о слабовидящей девочке, посоветовал: «Отвези свою дочку на остров Свияжск.
Там есть специальная школа для незрячих детей. У нее там появятся друзья, девочка получит образование, потом устроится на работу. Нужным человеком станет!»
На планы отдать девочку на воспитание вся деревня, родственники, бабушка-дедушка встали на дыбы: «Куда ты, Шайхелислам, ее повезешь, не прокормишь, что ли? Не жалко маленькую девочку в богадельню-то отдавать?» И без того весьма не радужное настроение отца сильно подпортила такая массированная атака «доброжелателей». Но он как мудрый человек, прикинув все «за» и «против», решил-таки отправить семилетнюю кроху «в люди». Три часа плыли на «Омике» по Волге к перевернутому кверху дном блюдечку острова Свияжск. Поговаривали, что в школе этой и мест-то больно нет, может, и не возьмут. Но надо же такому случиться – директором школы оказался Ислам Мифтахович, бывший однополчанин отца! Как же не порадеть дорогому человечку! Конечно же, Нурию приняли в школу. А отец после этого приехал домой и целый месяц ни с кем не разговаривал... Такой у него был стресс, так тяжело переживал он расставание.
Оттаял лишь после того, как вскоре из школы от дочки пришло письмо... по Брайлю. Девочка-умница схватывала знания на лету. Раньше разговаривала только по-татарски, а уже через пару месяцев от русских сверстников научилась бегло изъясняться на «великом и могучем». И на «заморском» шеститочье научилась быстро писать. В первые минуты это письмо по Брайлю ввергло родителей в ступор: вот беда – ни они, ни вообще никто в деревне читать такой шрифт не умели! Но отец Нурии быстро сориентировался, вспомнил, что у знакомых в Набережных Челнах живет грамотная незрячая старушка. На перекладных отправился к ней. Та прочитала лаконичное послание: «Живу и учусь хорошо. Пришлите гостинцы». Соседка родителей училась в Казанском университете, через нее и прислали вкусностей, а заодно папа велел срочно передать ему тот мудреный алфавит с подробным описанием. Что и было сделано. Он его изучил, и все последующие письма от дочки читал без всяких проблем!
А сколько было радости, когда отец приехал за дочкой, чтобы забрать ее на зимние каникулы! Нужно было 10 километров шагать по льду и снегу до Васильево, чтобы сесть на электричку до Казани. Разыгралась метель, Нурия устала идти, заботливый папа поставил на свой плотный кожаный плащ чемодан, посадил на него малышку. Так и довез до станции. Но на этом приключения не закончились. Из Казани до Бугульмы долетели на «кукурузнике», а дальше транспорта нет. Нурия настояла на своем – пойдем домой пешком! По пути попалась сани, запряженные лошадкой, возник-мужик посадил их. «Савраска» в один момент так помчала, что перевернула сани в сугроб... Какое счастье было, когда отец и дочь переступили наконец-то порог родного дома!
 

ПОЗНАВАЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
– Учиться было интересно, – вспоминает наша героиня. – И не только школьные предметы изучать. Воспитательница Валентина Георгиевна преподносила нам и другие уроки. У нас в классе из 27 человек было много совершенно слепых. А она посадит всех за большой стол, раздаст всем нитки и иголки: «Пришивайте к форме воротничок». Какая она была необыкновенная женщина, мудрая, думающая о нашей дальнейшей жизни. Не боялась, что мы уколемся, поранимся. Подходила к каждому, показывала, как стежки делать. У меня есть фотография – на ней я в форме, на которой воротничок криво пришила. Но это был мой первый урок домоводства. В школе я научилась делать все – шить, стирать, пилить дрова. Да-да! В школе было печное отопление. Биться за себя тоже научилась. В 1 классе во время тихого часа мы спали в одной комнате с мальчиками. Фаргат-задира всегда приставал ко всем. И помню, я дралась с ним подушками. Нас после этого в угол ставили. «Война» более-менее утихла, когда во 2-3 классе мальчиков и девочек расселили в разные спальни. Кстати, в Свияжске что хорошо было: спальни располагались в корпусах в одном уголке острова, классы – в другом, столовая – в третьем, библиотека вообще в противоположной стороне. В любую погоду – снег ли, дождь – обувались, одевались, закутывались платками – и шагали по всему острову.
Нурия рассказала, что иногда такие походы заканчивались происшествиями. Как-то одна незрячая девочка заблудилась. Был сильный мороз и пурга, ее искали всю ночь. А она укрылась в церкви без крыши и так спаслась от пронизывающего ветра. Утром бедолагу нашли. Продрогла вся, но отделалась лишь легкой простудой.
Было в школе немало и других случаев. Однажды весной незрячий мальчик уплыл на льдине: играл в прибрежной зоне и отчалил в Волгу. Вылавливали его всем островом. Операция по спасению прошла успешно. Вместе с жителями Свияжска все ученики школы (на время даже приостанавливали занятия) приходили весной на пристань встречать первый пароход. Эта была такая радость! Если кто-то болел в распутицу, прилетал санитарный вертолет. У одного школьника случился приступ аппендицита – «вертушка» села на остров, а потом привезла выздоровевшего из больницы. И вновь все выскакивали смотреть на вертолет – интересно же!
 

НА ДРУГОМ БЕРЕГУ
Для ребят стало большим событием, когда их школу перевели из Свияжска в Лаишево. Нурие в ту пору исполнилось 10 лет. Сверстник и близкий друг семьи Федориных Рифкат Гардиев вспоминает эту эпоху великого переселения: «Дети будто попали на другую планету: не нужно идти за водой невесть куда: открыл кран, и вот она, лей, сколько хочешь! Не нужно мучиться с дровами: школа отапливается собственной угольной котельной! Не нужно бежать на улицу, чтобы попасть в туалет или столовую: все под одной крышей! Не нужно ждать, когда затарахтит движок, чтобы включить свет, а достаточно подойти и нажать на выключатель. Дети долго не могли привыкнуть к длинным коридорам, светлым классам, просторным игровым залам, небольшим уютным спальням. Были в диковинку и огромный, гулкий спортзал, уставленный разнообразными снарядами, актовый зал, столовая, мастерская, пионерская и ленинская комнаты... Нурия поняла, что попав в такие сказочные условия, должна учиться еще лучше».
И она старалась так, что потом, когда директор решил ходатайствовать о вручении Нурии золотой медали, чиновники из Лаишевского РОНО сильно засомневались, что слепая девочка в принципе может претендовать на медаль. Слабовидящей Нурие пришлось переписывать свои брайлевские работы обычным шрифтом, ведь те, от кого зависело – дать ей золотую ученическую медаль или нет? – Брайлем не владели и убедиться в безупречности ее знаний не могли. И все-таки в Министерстве образования, куда все-таки пришлось обратиться директору школы, нашлись разумные люди. И Нурие первой из выпускниц Лаишевской школы вручили золотую медаль!
Школьные годы оказались судьбоносными и в личном плане: здесь Нурия познакомилась со своим будущим мужем Владимиром Федориным. «Подружки мне рассказали, – переносится мыслями в те давние годы женщина, – что у них в классе появился новенький и в первый же день с девочками помыл в классе полы! Меня этот факт ошеломил. Наши мальчики полы не мыли. Мне представилось, что это, наверное, симпатичный, умный и добрый парень. Трудолюбивый. Так и вышло. Мы вскоре познакомились. На санках, лыжах вместе катались. Каток мальчики залили, мы на коньках научились скользить. Он мне шнурки на коньках зашнуровывал, за руки держал...»
 

НАУКА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Поженились молодые люди через два года, как закончили школу. Владимиру было 22, Нурие 20 лет, днем она работала картонажницей на предприятии слепых, а после бежала на лекции – училась на третьем курсе вечернего отделения юрфака КГУ. Молодой супруг четыре раза в неделю встречал ее после занятий. Большой стайкой выпархивала группа вечерников – милиционеры, следователи, работники колоний, а среди них хрупкая девушка.
Молодые жили в общежитии слепых на улице Газовой в Казани. От руководства УПП-1 все время получали нагоняй. Оно постоянно чинило препятствия: дескать, здесь ночевать нельзя, встречайтесь, где хотите; бессовестная какая, молодая, а права качает!
Нурия терпела-терпела и написала письмо космонавту Валентине Терешковой, депутату Верховного Совета СССР, где изложила, как говорится, суть семейного вопроса. Ответ не замедлил ждать – попал в дирекцию УПП. Руководство зашевелилось: четыре семьи, которые раньше жили в одной 18-метровке, где помещалось четыре кровати по стенкам и шифоньер, расселили по две в двух комнатах. Уже в два раза легче! К тому времени у Федориных уже и первенец Алексей появился. У Рифката Гардиева отложилось в памяти то время: «Бывая в Казани, я обязательно заглядывал к Володе и Нурие. Мне, тогда еще холостому, хотелось погреться у семейного очага моих школьных друзей, порадоваться за их счастье. А счастье их было довольно трудным: в комнате площадью чуть больше двадцати квадратных метров, разделенной картонными перегородками на несколько клетушек, жила еще одна семья. Но даже в таких условиях Нурия оставалась радушной и гостеприимной хозяйкой. На мои попытки уйти на ночь в общежитие к знакомым несемейным ребятам она неизменно отвечала:
– Никуда не пойдешь! Ты к нам приехал или к ним? Как-нибудь разместимся: в тесноте, да не в обиде!
Раз к ним в гости наведался директор предприятия Алексей Поликарпович Кузьмин. А молодые семьи как раз картошку пекли – дружно ладили и обедали вместе. Директор оценивающе осмотрел «хоромы»: «Хорошо у вас. Весело живете!» Но свое жилье – двухкомнатную квартиру – Федорины получили только тогда, когда их второму ребенку, дочке Регине исполнилось полтора годика. А в новой квартире уже и третий ребенок появился.
Нурия Федорина говорит: «Все дети родились здоровыми, все получили образование, все водят автомобили. Я когда-то тоже мечтала водить машину, но мне было не суждено это сделать – дети исполнили мою мечту».
Зато наша героиня замечательно управляла педагогическим механизмом, когда работала методистом в Республиканском центре образования, социальной реабилитации и профессиональной подготовки слепых, где разработала программы по обучению незрячих навыкам элементарной реабилитации, о которых знает не понаслышке. Она так мечтала быть учительницей – и это сбылось. Совет незрячих женщин Татарстана под ее руководством стал одним из лучших в ВОС. Но в последнее время она все больше руководит семейным очагом, посвятила себя семье, детям и внукам. И в этой родной атмосфере чувствует себя счастливой и востребованной на все сто.
Владимир ГАРАНИН