Аппарели есть,только толку от них нет

№ 12 от 30 марта 2017 года

Когда произносят словосочетание «безбарьерная среда», в первую очередь перед глазами встают картины архитектурной необустроенности. Или вспоминаются конкретные дома, госучреждения, театры, спорткомплексы, где с доступностью уже, как говорится, все в ажуре.

Между тем в вопросе беспрепятственного доступа гораздо больше всего недочетов в сфере транспортного обслуживания инвалидов-колясочников.
Считается, что у нас в Казани до 60 процентов подвижного состава общественного транспорта низкопольные и с откидными или автоматическими аппарелями. Но, как показывает практика, дело не столько в конструкции и техническом оснащении автобусов, троллейбусов, трамваев, сколько в пресловутом человеческом факторе. Не буду голословным.
В один из дней на остановке «улица Минская» в Казани я на инвалидной коляске хотел заехать в салон низкопольного, с откидывающейся аппарелью для маломобильных граждан автобуса маршрута №89. Однако ни водитель, ни кондуктор не предприняли ни малейшей попытки помочь мне забраться внутрь транспортного средства. Пришлось с помощью сердобольных граждан подниматься в салон самому. На остановке, где мне нужно было выйти – ДК Ленина, что на улице Копылова, я попросил женщину-кондуктора сообщить водителю, чтобы он все-таки откинул аппарель, и я смог самостоятельно выбраться на остановочную площадку. В ответ она почему-то на повышенных тонах стала кричать, что аппарель автоматически не выдвигается (понятное дело – она механическая!). «Вы специально задерживаете рейс, что ли?» – гремел ее голос на весь салон. Водитель при этом даже не шелохнулся, не вышел и аппарель так и не перевел в положение, по которому на инвалидном кресле можно съехать на остановку.
Препирательство продолжалось минуты полторы-две. Тут уже пассажиры подключились: «Давайте мы вам поможем спуститься, нам ведь надо ехать дальше». Согласился. Что же я, буду людей задерживать из-за нерадивости водителя и кондуктора, которым все «по барабану»?
Будь это единичный случай, то он бы тут же забылся. Но в Казани водители специально оборудованных для маломобильных граждан автобусов, троллейбусов и трамваев в подавляющем большинстве случаев не выполняют свои служебные обязанности, не хотят приводить в рабочее состояние устройства, помогающие колясочникам забираться в салон. А ведь они тем самым нарушают, в частности, Федеральный закон №419-ФЗ от 1 декабря 2014 года, запрещающий дискриминацию инвалидов. Особенно таким отношением «славятся» водители трамвая маршрута №5, которые с какой-то воинствующей упертостью не желают выдвигать аппарель. Помню, высадился я с поезда на казанском железнодорожном вокзале (возвращался со съезда ВОИ), подъехал на коляске к конечной остановке трамвая №5, попросил женщину-водителя выдвинуть аппарель (в двухвагонном трамвае она электрическая). Та мне, вытащив наушники и освободив слух: «Чего? Пандус? Так он не работает!» Я в ответ: «Как же вы в рейс вышли, раз у вас транспорт неисправен?» «А что у нас вообще в стране работает?», – потянуло женщину порассуждать на глобальные темы. Понятно!.. Хорошо, что опять попались участливые люди и помогли забраться в салон, а в конце пути – высадиться из него.
Так как же решить эту транспортную проблему, которая больше «в головах» водителей? Разовые жалобы, когда руководству автотранспортного предприятия и конкретному водителю лишь погрозят пальчиком, тут явно не помогут. Может, стоит принять какой-то документ, в котором наказания за подобные проступки и ненадлежащее предоставление услуг будут более существенными? Например, наложение штрафа на руководителя автотранспортного предприятия в размере его оклада и одновременно – штраф на водителя конкретного автобуса в размере его среднемесячной зарплаты.
Поскольку проблема эта не только казанская, а общероссийская, написал письмо не к кому-то – а сразу гаранту Конституции РФ, Президенту РФ, приведя конкретные факты и предлагая проработать вопрос об ответственности транспортников за нерадивость и ненадлежащее предоставление услуг в отношении маломобильных граждан, приняв по этому поводу какой-то отдельный документ, законодательный акт.
Увы, сработала избитая схема, когда мое письмо перенаправили в республиканские ведомства, и дальше – ниже-ниже – осело мое «глобальное» послание в Комитете по транспорту Казани. Из ответа его председателя Айдара Абдулхакова меня прямо умилил такой абзац: «Разделяю Вашу тревогу и благодарю за неравнодушное отношение к проблеме транспортного обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями». А по существу вопроса он сообщал: «По факту поступившего от Вас обращения МУП «Метроэлектротранс» проведено служебное расследование. Указанный в обращении вагон трамвайного маршрута №5 (№1303) заводом-изготовителем оборудован двумя автоматическими аппарелями, которые на момент проверки находились в исправном состоянии». Наверное, и в тот день, когда я препирался с водителем в наушниках, устройства можно было привести в движение одним нажатием кнопки. Но она этого не пожелала сделать. И что дальше? Айдар Абдулхаков в своем ответе пишет о возмездии: «На данном трамвае в указанный день работала водитель М.А. Зайнуллина, которой за нарушение требований должностной инструкции приказом директора трамвайного депо №793 объявлен выговор с лишением 100 процентов премии». Концовка его послания вселяет оптимизм: «Ваше обращение доведено до сведения руководства предприятий городского пассажирского транспорта с указанием провести дополнительный инструктаж с водительско-кондукторским составом о повышении культуры обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями и выполнении полной проверки на предмет исправности устройств для доступности маломобильных групп населения».
По поводу автобуса №89 председатель Комитета по транспорту Казани прислал отдельный ответ, делая в нем особый упор на том, как наказали тех, кто в тот злополучный день обеспечивал работу транспорта на линии: «В ходе служебного расследования установлено, что автобусом с государственным регистрационным номером р160тв управлял водитель Набиев Гуфронджон Ходжибобович, кондуктор Набиева Г.Ж. За данное нарушение они были вызваны на дисциплинарную комиссию по разбору нарушений трудовой и транспортной дисциплины. За нарушение правил пассажирских перевозок и грубое отношение к пассажирам водитель был лишен премии, кондуктор оштрафована. С бригадой автобусного маршрута проведен дополнительный инструктаж по соблюдению правил пассажирских перевозок при работе на линии».
Вроде бы справедливость восторжествовала. Но вновь получились разовые разбирательства. А руководство автотранспортных предприятий и депо оказались как бы не у дел: с него взятки гладки. Все-таки необходим на федеральном уровне более детальный документ, обязывающий предоставлять транспортные услуги для маломобильных людей без всяких «но» и жестко наказывать за их ненадлежащее оказание не только водителей и кондукторов, но и вышестоящее начальство. Тогда, уверен, толк будет.
...Стою опять на остановке, час пик уже прошел, салоны автобусов полупусты. Подъезжает «любимый» автобус №89, водитель которого хотел было уже притормозить – и то ли случайно, то ли намеренно, увидев мою живописную фигуру на коляске, прибавил ходу и промчался мимо.
Владимир ГАРАНИН