Что такое «Темная комната»?

№ 21 от 31 мая 2017 года

Что такое «Темная комната», узнали сотрудники детского сада «Дружная семейка» и Заинской средней общеобразовательной школы №6. Для них психолог КЦСОН «Радость» Светлана Михайлова провела мастер-класс по работе со слепыми и слабовидящими детьми.

В центре «Радость» «Темная комната» функционирует с ноября 2016 года. Появилась она там благодаря гранту, выигранному Заинским муниципальным районом в конкурсном отборе инновационных социальных проектов муниципальных образований, направленных на профилактику детского и семейного неблагополучия, организованном российским Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 
– Эта комната представляет собой закрытое темное помещение, оснащенное специализированным оборудованием с ультрафиолетовым освещением, – рассказывает Светлана Михайлова. – Концепция особой сенсорной комнаты для детей с тяжелыми нарушениями зрения, для тотально слепых детей была разработана в скандинавских странах. В настоящий момент подобные сенсорные комнаты успешно функционируют в Швеции, Голландии, Дании – в странах, где работе с детьми с нарушениями развития исконно уделяется огромное внимание.
Специалисты отмечают, что особенность методики занятий в этой комнате основана на том, что дети, имеющие лишь цветоощущение, то есть даже практически слепые, не теряют способности видеть яркий белый цвет в свечении ультрафиолета – это заставляет их глаза «видеть» и в совокупности со всеми сохраненными анализаторами – слухом, обонянием, осязанием и вестибулярными рецепторами – развивает все уровни восприятия окружающей среды, а значит, создает максимально благоприятные условия для коррекции недостатков развития слепых детей. Игровые наборы, светящиеся в ультрафиолетовом свете, помогают формировать способы активного осязания, учат различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, материалу. У ребенка повышается сосредоточенность и стимулируется внимание.
– Немаловажное значение имеет то, что светящиеся волокна стимулируют к простейшим элементам захвата, происходит улучшение мелкой и крупной моторики пальцев рук, стимулируются органы зрения, – отмечает Светлана Михайлова. – После цикла занятий в «Темной комнате» улучшается психо-эмоциональное состояние детей, ребенок обучается умению находиться в коллективе. Улучшается взаимодействие зрительного, слухового и тактильного анализаторов, закрепляются навыки взаимодействия с окружающей и социальной средой. Для родителей занятия в этой комнате показывают возможности зрения их ребенка с позитивной стороны, что крайне важно для их психологического состояния.