Куда приведет «Карьерный навигатор»?

№ 24 от 22 июня 2017 года

Летом, когда дети на каникулах, у них куда больше времени, чтобы узнать что-то полезное и интересное. Сотрудники центров занятости республики не упускают такую возможность: они уделяют большое внимание профориентационной работе, делая акцент на популяризации рабочих и инженерных профессий. При этом стараются использовать интересные формы работы, которые позволяют подросткам самим оценить все преимущества такого востребованного труда. 

– Отсутствие достаточного количества квалифицированных рабочих и специалистов – проблема сложная, включающая в себя множество различных аспектов, – рассуждает директор Нурлатского центра занятости населения Лилия Шакирова. – Истоки сложившейся проблемной ситуации: особенности рынка труда, недочеты в системе образования, далекие от реальности социальные ориентиры и ценности. В нашем районе проблему нехватки квалифицированных кадров и отсутствие достаточного притока молодежи на предприятия и в организации стараемся решать совместными усилиями органов местной власти, специалистов центра занятости, работодателей, учебных заведений. Поскольку требования современного производства к уровню профессиональной подготовки кадров неуклонно растут, ведущим направлением профориентации является работа с молодежью. Ежегодно мы охватываем профориентационными мероприятиями более тысячи учащихся. Наша главная задача – помочь ребятам в самоопределении, их профессиональной подготовке, чтобы они подходили к выбору профессии осознанно. Практика показывает: чем раньше начинаешь эту работу, тем ощутимее результаты.
Специалисты центра занятости проводят ее круглогодично. В период летних каникул «Мобильный офис» выезжает в загородные оздоровительные лагеря района.
А во время учебного года организуют ярмарки учебных мест, индивидуальные и групповые профессиональные консультации для школьников, конкурсы сочинений на тему выбора будущей профессии, проводят экскурсии на предприятия и в организации города и района. Особое внимание уделяется, конечно, выпускникам – для них совместно с управлением образования проводятся лекции, беседы, профдиагностические консультации, ролевые профориентационные игры. Специалисты центра занятости принимают участие в родительских собраниях в школах. По словам директора, это помогает скорректировать профессиональные предпочтения родителей учащихся, мотивировать их на оказание поддержки в профессиональном самоопределении своих детей. Мамам и папам рассказывают о состоянии и перспективах развития рынка труда, кадровой потребности работодателей района и республики, об услугах службы занятости, о правилах выбора специальности, типах профессий, об информационных ресурсах по профессиональному самоопределению молодежи для самостоятельного изучения.
– Мало желающих связать свою деятельность с сельским хозяйством, социальной сферой и промышленным производством, продолжает снижаться интерес учащихся к начальному и среднему профессиональному образованию, – констатирует ведущий инспектор Эльза Низамутдинова. – Учитывая возрастающую потребность рынка труда в рабочих кадрах, большое внимание уделяем ориентации школьников на рабочие и инженерные профессии. Мы в постоянном поиске новых, эффективных методов работы, которые направлены на закрепление молодежи в районе.
В рамках совместной превентивной профориентационной работы с молодежью группы риска сотрудники постоянно контактируют с учащимися, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и детьми, воспитывающимися в социально опасных семьях. В рамках договоров, заключенных между работодателями и центром занятости, таких ребят в свободное от учебы время трудоустраивают. По словам Лилии Шакировой, именно трудовая занятость позволяет подросткам значительно расширить представления о мире рабочих профессий, попробовать себя в них, выбрать ту, которая подходит им в соответствии с интересами, способностями.
Надо ли проводить профориентационную работу среди дошколят? Для специалистов Нурлатского центра занятости населения этот вопрос – риторический. Они системно, в доступной форме, через сказки знакомят малышей с профессиями людей, которые живут и работают в районе, объясняют, как важно уметь что-то делать своими руками. Используют и ролевые, и настольные развивающие игры, вместе смотрят мультфильмы о профессиях, потом обсуждают их. Вошло в традицию также проведение конкурсов рисунков и поделок среди дошкольников «Моя будущая профессия».
Специалисты Бугульминского центра занятости населения тоже уверены, что самую большую отдачу дает ранняя профориентация. С января здесь продолжил свою работу профориентационный кинотеатр «Калейдоскоп профессий» для воспитанников дошкольных учреждений, учащихся младших и средних классов школ района. Их знакомили с рабочими профессиями в игровой форме. Ребята участвовали в мини-конкурсах «Угадай профессию», «Собери ромашку», разгадывали загадки на профориентационную тематику, дискутировали о специальностях родителей. С большой заинтересованностью они посмотрели серию мульт­фильмов, разработанных­ Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ о представителях различных профессий, например, о поваре, кондитере, строителе, электромонтере. Всего с начала года в работе профориентационного театра приняли участие более 300 детей в возрасте от 6 до 14 лет.
– Мы проводим в школах лекционные профориентационные консультации с использованием дифференциально-диагностического опросника, профессионального тестирования по методике «Ориентация», – рассказывает директор центра Наталья Казанова. – По итогам тестирования школьникам индивидуально выдается заключение с указанием рекомендуемых сфер деятельности, перечня востребованных профессий с учетом психологических особенностей ребенка. Такие консультации получили более 290 учащихся. Хорошо зарекомендовали себя внеклассные мероприятия в форме деловых игр, викторин, конкурсов рисунков, стенгазет. На родителей учащихся ориентированы такие мероприятия, как общие тематические школьные собрания, индивидуальные консультации по вопросу выбора профессий. Мы доводим до них информацию о положении на рынке труда, его изменениях, востребованных вакансиях в городе, учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, в которых можно освоить востребованные специальности. Этими информационными консультациями охвачено более 325 человек.
Еще одна интересная форма работы – специалисты центра занятости привлекают пап и мам к участию в экскурсиях на предприятия и в учреждения профессионального образования. По мнению сотрудников, такие совместные мероприятия дают возможность учащимся и их родителям познакомиться более детально с определенной профессией на практике, узнать все, что их интересует в этой сфере деятельности.
По словам директора, для определения профессиональной направленности учащихся в центре активно используется «Мобильный офис»». Цифры таковы: с начала года организовано 17 выездов, оказано услуг 199 гражданам, в том числе 142 школьникам.
По традиции в нынешнем году специалисты продолжили работу по организации экскурсий на промышленные предприятия города. С января по май они прошли на 6 предприятиях: электронасосном заводе, ООО «ТНГ-Групп», Механическом заводе ОАО «Татнефть», швейной фабрике, сетевой компании. Там побывали 320 ребят из 11 школ.
«Изюминка» работы центра – «Профориентационный марафон «Карьерный навигатор». Его отличительная черта – массовость. В этом году он развернул свою работу на площадках Строительно-технического колледжа, аграрного колледжа, машиностроительного техникума, профессионально-педагогического колледжа, а также Казанского химико-технологического института. Как отмечает директор, главная цель этого мероприятия – рост актуальности профессионального образования и повышение престижа рабочих профессий и инженерных специальностей.
– Ребята пробовали себя в роли профессиональных электрогазосварщиков, швей, поваров, слесарей по ремонту автомобилей, штукатуров-маляров, лаборантов-экологов, – рассказывает Наталья Казанова. – Студенты демонстрировали школьникам практические работы, содержание и сложность которых соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту по профессиям: это организация рабочего места, соблюдение технологического процесса, поэтапный контроль качества выполненных работ, соблюдение правил техники безопасности. Повара и технологи готовили различные блюда и сервировали стол, штукатуры-маляры выполняли декоративную отделку стен, швеи показали свое мастерство в пошиве легкой одежды. Школьники оживленно наблюдали за ходом мероприятия, фотографировали, делали селфи. Все желающие прошли психологическое тестирование в «Мобильном офисе» для определения профессиональной направленности. Всего в марафоне участвовали более 2600 человек!
Согласно плану мероприятий по профориентационной работе специалисты центра организовали ряд акций в социальном приюте «Ялкын». С начала года провели индивидуальные консультации воспитанников с использованием «Мобильного офиса», организовали 6 экскурсий на предприятия, конкурс рисунков «Моя будущая профессия». В ходе акции «Книга в подарок», которая проходила в дни «Весенней недели добра», специалисты центра занятости преподнесли воспитанникам приюта книги именно по профориентационной тематике.
Сотрудничает центр занятости и с Центром реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями «Возрождение». Среди мероприятий можно отметить групповую консультацию по профориентации. С началом каникул начались традиционные профориентационные выезды в летние оздоровительные лагеря «Салют» и «Сосновка».
– Мы отмечаем повышенный интерес учащихся к проводимым мероприятиям. Такая положительная динамика свидетельствует о том, что мы движемся в правильном направлении, – говорит директор центра занятости. – Ребята начинают понимать, что выработка профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда – это очень важно. Благодаря участию в наших мероприятиях они больше узнают о рабочих профессиях. Радует, что удается охватить все больше школьников, которые получают наглядную информацию о мире профессий, о психологических требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, путях овладения той или иной специальностью. Расширяется возрастной диапазон ребят. Мы стараемся выстраивать профориентационную работу по годам обучения, начиная с младшего школьного возраста, с условием ее преемственности из года в год. Грамотно построенная профориентация поможет сделать правильный выбор личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их.
Еще не закончился первый месяц лета, а специалисты центров занятости населения республики уже провели массу интересных и полезных мероприятий, которые обязательно помогут подрастающему поколению задуматься о выборе жизненного пути. Профориентационная деятельность сотрудников службы занятости Татарстана среди дошколят и учащихся этим летом наверняка пополнится инновационными и в то же время близкими по духу ребятам формами работы.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ
(Продолжение темы в следующем номере газеты)