Маршрут, позволяющий выбрать главное дело жизни

№ 44 от 30 ноября 2017 года

Медицинская, психологическая, социально-педагогическая реабилитация, несомненно, важны в процессе взросления и физического укрепления ребенка-инвалида. Но все эти виды реабилитации, наверное, все-таки должны сводиться к конечной цели этого всеобъемлющего процесса – трудоустройству. Если, конечно, физическое и умственное состояние ребенка позволяют это сделать. Ну а прелюдией к этой «вершине» реабилитации должна стать профориентационная работа. Это очень хорошо понимают руководство и специалисты Лаишевского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. И делают в этой части очень многое. 

Профориентация – важная часть социализации детей-инвалидов – представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на профессиональное самоопределение «особого» ребенка с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда. По словам социального педагога учреждения Татьяны Сагитовой, вначале с детишками, которые приезжают в центр, проводится анкетирование. Выясняют: что могут делать, чего хотят достичь? После этого с использованием методики «Хочу, могу, надо» консультируют ребят и их родителей – в каких направлениях они могут себя развить и чего могут достичь, невзирая на имеющиеся дефекты. 
У реабилитационного центра налажена хорошая связь с местным центром занятости населения, специалисты которого ежемесячно, в каждом заезде проводят занятия и консультации ребят, которые достигли 14-летнего возраста, по вопросам профессиональной подготовки и самоопределения.
Рассказывают о профессиях, которые есть в районе, о вакансиях на предприятиях, а главное – в каких учебных заведениях могут обучить подростков с инвалидностью тем профессиям, которые требуются в районе. Демонстрируют видеоролики, где рассказывается о разных профессиях. Ребятишки, конечно, делятся – кем они хотят стать, когда повзрослеют. Мальчишки чаще говорят: хотим быть строителями, сварщиками, девчонки – ландшафтными дизайнерами, поварами.
С малышами в центре проводят сюжетно-ролевые игры, на которых они узнают, чем, например, занимается парикмахер, продавец, формируя таким образом установку на труд и позитивное отношение к труду. Параллельно в ходе игры детей обучают приемам – как правильно купить продукты питания, как заплатить, как вежливо обратиться к продавцу. Все это пригодится в жизни, а социализация проводится уже в стенах учреждения.
Большое значение в центре придают развитию общетрудовых и предварительных профессиональных качеств и навыков. Обучение ведется по авторским программам «У истоков ремесла» и «Компьютерная азбука», разработанным специалистами центра.
На последнем этапе этого обучения у детей формируют, говоря научным языком, адекватную самоидентификацию, адекватный уровень притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний. В этот период занятия проводятся по программе «Основы профессиографии». В ходе профориентационной работы учитываются личные желания каждого ребенка-инвалида, проводится тщательная оценка его профессиональных склонностей и, конечно же, медицинского диагноза.
Ребята видят и воочию, что из себя представляет та или иная профессия. По словам Татьяны Сагитовой, особенный интерес у них вызывают экскурсии на предприятия города. Разработан специальный маршрут, когда дети, перемещаясь на автобусе, поочередно посещают социальные учреждения, поликлинику, почту, магазин, музей, библиотеку, цех по разведению рыб, хлебокомбинат, питомник лесхоза. Многие учреждения и предприятия архитектурно доступны – отделы соцзащиты и пенсионного фонда, музей, баня, а это так важно для ребят на колясках. Дети не только созерцают, как дяди и тети на предприятиях работают. Скажем, на рыбзаводе, где разводят молодь стерляди, с неподдельным интересом наблюдают, как кормят мальков, некоторые умудряются схватить рыбку в руки – посмотреть, что это за «зверь» такой длинноносый? Такой увлекательный и познавательный маршрут по организациям и предприятиям сотрудники реабилитационного центра повторяют с каждым новым заездом.
Профориентация – это подготовка ребенка к тому, чем он намерен заниматься в будущем. Однако в стенах реабилитационного центра они уже сейчас могут получить некоторые полезные навыки, которые послужат основой для будущей профессии. Например, здесь действует программа «Компьютерная азбука». Даже из названия понятно, на что она направлена: играя, обучаются необходимым навыкам. Социальный проект «У истоков ремесла» способствует формированию у детей-инвалидов трудовых навыков в различных видах декоративно-прикладного творчества. Занятия по программе «Музыкальная палитра», в котором задействован луч «Саундбим», развивает двигательные и музыкальные навыки. Даже логопедическая программа «Раз словечко, два словечка», и та льет воду на мельницу будущего профессионального самоопределения: говорить ясно и четко не помешает в любой деятельности.
Кстати, повальное увлечение детей гаджетами в реабилитационном центре тоже решили направить в рациональное, правильное русло: специалисты разработали новую технологию: «Читальный зал в сенсорной комнате». И теперь тот же смартфон будет ребят не отдалять от литературы, а, наоборот, способствовать знакомству с шедеврами изящной словесности через аудиокниги, которые в замкнутом пространстве сенсорной комнаты с приглушенным светом, где ничто не отвлекает, воспринимают по-особому. После аудиознакомства с книгой – для малышей это могут быть сказки, для более старших ребят «серьезная» литература – с детьми будут проводить беседы-занятия на основе прочитанного. Их попросят рассказать, проанализировать, что они услышали. Потом возможно даже сценическое проигрывание того, что было услышано. Ту же сказку «Колобок» можно поставить – в реабилитационном центре есть собственный кукольный театр. Надо ли доказывать, что хотя бы таким образом «начитанный» молодой человек, воспитанный на классических произведениях, и в будущей своей профессии будет более креативным?
Профориентирование в центре проводится не один год. И на сегодня есть уже первые примеры, когда ребята, проходившие здесь реабилитацию, обучаются в средних профессиональных учебных заведениях.
Заведующая отделением социальной адаптации Алсу Волкова рассказала: «У нас несколько лет получал реабилитационные процедуры и мероприятия Наиль Р. У него легкая умственная отсталость. Ближе к 18 годам вместе с его мамой и специалистами начали искать, куда бы парня устроить на обучение? Психологи определяли – что интересует Наиля, какая трудовая деятельности ему больше подойдет? Заметили, что он любит рукодельничать, по общему нашему мнению, он может стать неплохим специалистом по лозоплетению. Парень тоже был не против получить такую специальность. Мы созвонились с техникумом в Кукморском районе, поговорили, и его приняли на обучение. Это была наша общая победа».
И думается, таких побед с каждым годом будет больше, ведь реабилитационный центр нацелен на конечный результат: воспитать гармоничную личность, которая может найти себя и в профессии.
Владимир ГАРАНИН

 

 

Наталья СУРУЛЕВА, директор Лаишевского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями
– За 13 лет насыщенной, интенсивной работы наш центр поменял и статус, и название, но осталась неизменной цель – помочь детям-инвалидам стать активными членами общества, имеющими независимый социально-экономический статус. Центр успешно справляется с поставленными задачами, выбрав верные направления работы и развития. В центре ребенок проходит социальную реабилитацию, в рамках которой группа специалистов выстраивает индивидуальный маршрут интеграции, постепенно усложняя развивающую среду для ребенка-инвалида от простого общения до групповых занятий с решением множества задач. При благоприятном реабилитационном прогнозе ребенок получает начальные профессиональные навыки и профессиональную ориентацию, что, несомненно, важно в его дальнейшей жизни.