Куда ведет квест-маршрут?

№ 26 от 20 июля 2018 года

Кем видят себя во взрослой жизни большинство старшеклассников? Банкирами, юристами и психологами, все стремятся получить высшее образование. А работодателям в первую очередь нужны именно квалифицированные специалисты рабочих и инженерных профессий. Наибольший дефицит – в производственниках среднего и начального звена, выпускниках профессиональных колледжей и техникумов. Таких вакансий – до 80 процентов в базе данных любого центра занятости населения республики. 

Такой дисбаланс сразу преодолеть невозможно, и это прекрасно осознают специалисты Лаишевского центра занятости населения. В этом году они разработали два проекта по проведению профориентационных мероприятий со школьниками: ведь нацеливать на востребованные рынком труда профессии лучше всего с самого раннего возраста. Оба проекта получили финансовую поддержку Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Первый называется «Мое будущее – в моих руках», его целевая аудитория – старшеклассники общеобразовательных школ района. Второй проект «Мой ориентир» рассчитан на детей-инвалидов, ребят из малообеспеченных, многодетных, проблемных семей. Его центр занятости реализует вместе с Реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями и Лаишевской школой-интернатом для слепых и слабовидящих детей. 
– Выбор профессии школьниками, в частности, поступление в вуз, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами, – рассуждает инспектор ЦЗН Марина Золотова. – По данным статистики, сейчас около 40 процентов людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания колледжа, училища, техникума или вуза, а в целом 80 процентов населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, конечно, много, но так же очевидно, что методы общего среднего и профессионального образования практически не содержат профориентационных компонентов. Поэтому наши программы представляют собой объединенные замыслом и целью мероприятия, призванные обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся. Мы выбрали максимально привлекательные формы для проведения мероприятий, например, в рабочих планах проектов заложены творческие конкурсы, которые дают возможность ребятам проявить свою активность, соревновательный дух.
Помня о том, что один в поле не воин, специалисты ЦЗН привлекли к работе заинтересованных партнеров. Например, проект «Мое будущее – в моих руках» предполагает такой квест-маршрут: группа компаний «Тулпар» – завод ISL – Казанский авиационный институт. «Мы решили познакомить учащихся с техническими специальностями, которые всегда востребованы на рынке труда, показать тесную связь полученного образования и места работы в основе фундамента финансовой независимости человека, – рассказывает инспектор Ольга Майко. – И, конечно, замотивировать ребят на закрепление на предприятиях родного Лаишевского района. Планируем в ходе квеста определить самые актуальные, интересные и высокооплачиваемые профессии. А помогут в этом подросткам интеллектуально-подвижные игры. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть: ребята смогут попробовать под руководством наставников решить задачи, с которыми имеют дело работники предприятий, конечно, наиболее простыми, пообщаться с молодыми рабочими».
Выбор такого вида профориентационой работы в рамках популяризации рабочих и инженерных профессий – квест – вовсе не случаен. Его специалисты Лаишевской службы занятости опробовали в прошлом году и убедились в результативности. Тогда 40 учащихся Столбищенской школы вместе с учителями и родителями посетили инвестиционные площадки родного района, посмотрели, как работают токари, монтажники, электрики, пообщались в ними. Затем их путь лежал в Казанский энергетический университет, где готовят специалистов в той сфере, о которой они уже имели представление. Там ребят познакомили с вузом, провели для них викторины и соревнования, юные экскурсанты поучаствовали в лабораторной работе. Конечно, всех впечатлило и то, что процент трудоустройства выпускников рабочих и инженерных специальностей в районе составляет 100 процентов. Специалисты ЦЗН подчеркнули: если кто-то из старшеклассников решит получить профессию, о которой он узнал на квесте, в районе его ждет гарантированное рабочее место с приличным заработком.
В этом году школьников разделят на пять команд. Причем ребята смогут посоревноваться как в личном, так и в общекомандном зачете. По мнению организаторов, такой подход помогает участникам развить чувство ответственности перед остальными членами команды, мотивирует их к большей активности. В программу включили тренинг на командо­образование, обмен мнениями, знакомство с историями успешных людей, которые начинали свои трудовые биографии с рабочих профессий. Школьников ожидает и мини брейн-ринг. Его задания, что называется, на злобу дня: участникам предстоит пофантазировать на предмет, например, улучшения производительности труда.
В прошлом году подростки отмечали, что в ходе прохождения маршрута они почерпнули для себя много важной информации. Нынче, чтобы как можно больше учащихся района получили возможность хотя бы виртуально поучаствовать в квесте, организаторы собираются смонтировать видеофильм, который будут демонстрировать на профориентационных выходах в школы.
В рамках проекта «Мой ориентир» участники целевой группы посетят Лаишевский технико-экономический техникум, предприятия «Школьное питание» и «Егорьевские теплицы». Будет и соревновательная часть, в ходе которой, в частности, ребята смогут сделать под руководством специалистов центра занятости населения сравнительный анализ различных специальностей.
– Наши ребята с нетерпением ждут, когда начнутся мероприятия проекта, – рассказывает директор Лаишевского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Наталья Сурулева. – Практически у всех наших воспитанников серьезные нарушения здоровья, которые мешают им социализироваться. Но это не значит, что большинство из них не могут овладеть востребованными профессиями и успешно по ним трудоустроиться. Мы выстраиваем свою деятельность так, чтобы реабилитационный процесс был направлен на овладение полезными навыками и, в конечном счете, на трудоустройство – такая осязаемая цель очень стимулирует детей и родителей активно включиться в совместную работу. Конечно, инвалидам трудно конкурировать со здоровыми работниками, поэтому мы выбираем такие востребованные направления, в которых наши ребята могут проявить свои сильные стороны – яркое и образное видение мира, усидчивость, терпимость к окружающим людям. Но многие даже при наличии хорошего реабилитационного потенциала и большого желания работать не могут решить, чем бы они хотели заниматься, не знают, куда поступить. Поэтому мы очень приветствуем программу, которую разработали специалисты центра занятости – она наверняка откроет нашим воспитанникам глаза на реальный мир профессий.
Что же касается другой сложной категории, ребята из которой тоже вошли в целевую группу проекта «Мой ориентир», то для них его цели и задачи не менее актуальны: по словам директора районного КЦСОН «Золотая осень» Ольги Башкировой, подростки из проблемных семей склонны к иждивенческим настроениям. Потому что такой пример им подают родители, которые годами нигде не работают. Тут очень важно изменить сложившийся стереотип, показать ребятам, что жизнь может быть совсем другой – полной радости труда, профессиональных свершений. Поэтому сотрудники КЦСОН очень приветствовали, например, что в программу квестов была включена возможность пообщаться с успешными работниками предприятий, которые не намного старше участников проекта. Ведь в ходе этих доверительных разговоров затрагивается много разных аспектов. Например, молодые производственники озвучивают размер заработной платы. Рассказывают, какие покупки они могут себе позволить, куда поехать на отдых. Такая, на первый взгляд, «приземленная» составляющая производит очень сильное впечатление на ребят, ведь семьи некоторых из-за вредных пристрастий родителей влачат буквально нищенское существование.
– Мы стремимся всю информацию предоставлять в максимально наглядном виде – это наверняка поможет ребятам определиться, к чему лежит их душа, – подытоживает директор районного центра занятости Татьяна Пучкова. – Практика показывает, что именно такая информация из «первых уст» оказывает на подростков самое большое влияние, помогает сформировать интерес к производству. Акцентируя внимание молодежи на рабочих и инженерных профессиях, востребованных в родном районе, мы получаем возможность в дальнейшем заполучить кадры для наших предприятий. Уверена, что эту задачу можно решить только путем межведомственного взаимодействия нашего центра, учреждений социального обслуживания, образования и работодателей.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ
 

 

Татьяна ПУЧКОВА, директор Лаишевского центра занятости населения
Сложность социально-экономических процессов в стране, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказывается на образовании молодежи и ее профориентационном самоопределении. Увеличивается количество неработающих и неучащихся молодых людей. Другая проблема – предприятия трудоустраивают недавних выпускников различных учебных заведений неохотно, и молодежь оказывается невостребованной на рынке труда. Проведенные социологические исследования выявили такой факт: при сохранении престижа высшего и среднего специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим имеет место полное нивелирование значимости рабочих специальностей. Наша задача – проводить мероприятия действенной профориентации учащихся, направленные на популяризацию рабочих и инженерных профессий, повышение мотивации на получение специальностей, востребованных в реальном секторе экономики.