Социальный проект – это импульс к действию

№ 36 от 5 октября 2018 года


Полгода назад Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» обзавелся просторным помещением на улице Зорге в Казани. И по-прежнему в этих новых стенах продолжает проводить свою линию по реабилитации ребятишек с тяжелыми ментальными и физическими нарушениями в здоровье, постоянно находится в состоянии творческого поиска. А также активно участвует в конкурсах, представляя свои грантовые проекты, направленные на развитие и распространение реабилитационных услуг, на повышение уровня профессиональной компетенции своих специалистов и сотрудников других социальных учреждений.

Буквально на днях очередной проект под названием «Содействие», подготовленный специалистами реабилитационного центра, стал победителем в конкурсе социальных проектов ОАО «РИТЭК». Реализовываться он будет в 2019 году. Планируется распространять современную информацию о расстройствах аутистического спектра и программах помощи детям с нарушениями развития, внедрять новые услуги для детей с аутизмом, их родителей, добровольцев, специалистов-реабилитологов. 
По словам методиста центра Фирузы Лукониной, «Апрель» ведет проектную деятельность практически с самого открытия. Одна из грантовых заявок той поры – «Дайте ребенку шанс», – получила поддержку на конкурсе «Общественная инициатива» в 2005 году. Этот проект оказался в какой-то степени революционным: впервые было налажено межведомственное взаимодействие с родильными домами Казани с целью профилактики отказов от детей с генетическими отклонениями. Проект подразумевал кропотливую разъяснительную и информационную работу с семьями, имеющими детей с синдромом Дауна. Следующий этап – налаживание межведомственного взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями, чтобы дети с таким синдромом могли полноправно посещать детские сады. Реализуя проект, удалось выстроить систему поддержки и сопровождения этих детей, механизмы взаимодействия различных городских, социальных служб, здравоохранения и образования.
– Проект оказался весьма результативным, – рассказала Фируза Луконина. – Если в 2005 году было около 50 процентов отказов от детей с синдромом Дауна, то согласно статистике 2016 года 70 процентов таких детей остаются в семьях. Ребята, которые проходили по нашему проекту, не только остались в семьях, а ходили потом в детский сад, а после поступили в коррекционную школу. Есть среди них два уникума: Артем Ш. посещает музыкальную школу по классу флейты, а вот Айгуль Д. учится в татарской гимназии! Причем, на 4 и 5. Ученик коррекционной школы Сергей Н. ходит в секцию по плаванию. А ведь его бабушка-медработник в свое время убеждала дочь и зятя отказаться от ребенка еще в роддоме! Теперь она вместе с родными не нарадуется успехам внука. И это еще раз доказывает: если с «особым» ребенком заниматься с первого дня, это дает хорошие результаты.
Еще пятнадцать лет назад в «Апреле» задумались над тем, как прививать подросткам с отклонениями в умственном и физическом развитии хотя бы элементарные трудовые навыки. Так появился проект «Путь в независимость». Он предусматривал организацию полиграфической мастерской, чтобы обучать там детей делать своими руками блокноты, открытки, календари. Идею одобрили на конкурсе «Общественная инициатива». Одно из помещений центра приспособили под малую полиграфическую мастерскую, доукомплектовали недостающим оборудованием. Ребята стали обучаться всем видам операций по подготовке и производству изделий. Проект оказался жизнеспособным – до сих пор мастерская успешно функционирует.
И на том же полиграфическом оборудовании дети не только блокноты да календари, а еще и наглядные методические пособия для занятий в реабилитационном центре печатают. Все это используется в кабинетах «Апреля». Убивают сразу двух зайцев: это и трудотерапия для детей, и покупать методички не надо. А зачастую такие «штучки» и приобрести-то негде – это же авторские разработки специалистов центра. Максим Н. из Зеленодольска, который учится в коррекционной школе, реабилитируется в «Апреле» лишь во время летних каникул. Как приходит в центр, первым делом бежит в мастерскую, где проводят и занятия по изобразительному искусству.
Руководство центра постоянно думает о дополнительном образовании не только своих сотрудников, но и тех, кто по роду службы работает с «особыми» детьми. Опять же на конкурсе «Общественная инициатива» в 2011 году был поддержан проект «Апреля» под названием «Ранняя помощь». Команда специалистов обобщила опыт оказания ранней помощи и создала методический видеофильм «Практические основы работы специалистов системы раннего вмешательства», он ориентирован на реабилитологов сельских районов и малых городов Татарстана. Фильм растиражировали и раздали в реабилитационные учреждения республики.
Особенность проектной деятельности центра в том, что каждый последующий проект является продолжением предыдущего, но на более высоком уровне. Скажем, такова серия проектов «Счастье быть частью!..», «Поддержка», «Понять и помочь», «Мир добрей, когда мы вместе». Стартовав в 2012 году, они реализуются до сих пор и направлены в первую очередь на активизацию родительских инициатив, на системную работу по оказанию содействия семьям с детьми с синдромом Дауна и аутизмом в развитии, воспитании, интеграции детей-инвалидов в позитивное устойчивое социальное окружение.
Специалисты «Апреля», понимают, что 1-2 реабилитационных курса в год – это мало. Но, овладев необходимыми знаниями, родители могут строить дальнейшую жизнь ребенка и его инклюзивное будущее. Казанский центр во время реализации проектов распространяет свой опыт не только в столице республики, но и в Набережных Челнах, Альметьевске и Лениногорске. И примечательно: благодаря этому процессу и поддержке «Апреля» в городах Закамья открылись общественные организации родителей детей-инвалидов.
Реализуемый в этом году проект «Без булдырабез! – Мы можем!» интересен­ тем, что представляет модель изменения социального окружения детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии,находящихся в домах-интернатах. Упор делается на то, чтобы создавать в учреждениях благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
Директор Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» Наталья Трифонова уделяет особое внимание этому проекту. Говорит, что уже сейчас видно, насколько хорошие результаты он дал. В первую очередь, необходимые навыки получили специалисты интернатов – воспитатели, нянечки, санитарки. Многие ребята научились выражать свои мысли. Оля М., к примеру, год назад не могла говорить, не знала, как обьяснить, что она хочет. Воспитатели, получив начальные навыки логопеда, поработали с девочкой. Теперь она уже при встрече говорит «здравствуйте» и даже произносит целые предложения – например, «я хочу печеньку». Вроде бы простые вещи, но именно из них формируется каждодневная жизнь «особых» детей, которых надо максимально адаптировать в обычных условиях. На это нацелены специалисты «Апреля», и этот посыл им удается распространять благодаря реализации своих социальных проектов.
Владимир ГАРАНИН

 

 

 

Наталья ТРИФОНОВА, директор Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель»
Реализация грантовых проектов позволяет нам развивать партнерские отношения с учреждениями социального обслуживания, здравоохранения, образования, волонтерскими объединениями и родительскими организациями Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, Лениногорска. Мы обучили родителей, добровольцев, специалистов учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания инновационным методам и приемам работы с особым ребенком, обозначили проблему раннего выявления и оказания максимально ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, много сделали в целях распространения эффективных социальных практик.