Именной знак «Инвалид» польза большая, но есть вопросы

№ 41 от 9 ноября 2018 года


В №38 еженедельника «Моя газета. Татарстан» в статье «Знак «Инвалид» стал документом строгой отчетности» мы рассказали, что согласно приказа Минтруда России №443н «Об утверждении порядка выдачи опознавательного знака «инвалид», который вступил в силу с 4 сентября 2018 года, теперь такой стикер выдается при обращении в службу МСЭ в течение месяца. Он предназначен строго для индивидуального пользования: предъявленный вместе со справкой об инвалидности знак подтверждает право на игнорирование некоторых дорожных знаков и бесплатную парковку транспортных средств, управляемых инвалидами первой и второй групп, а также инвалидами третьей группы в установленном Правительством РФ порядке. Это касается и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.

На днях я получил такой именной знак: простой желтый листок формата А4, почему-то лишь один, хотя в правилах дорожного движения записано – специальные стикеры должны размещаться на лобовом стекле в нижнем углу справа и на заднем стекле внизу слева. Стало быть, второй «безымянный» знак для «филейной» части авто придется распечатывать самому.
На лицевой стороне выданного листочка сверху разместилась комбинация цифр для идентификации. Это порядковый номер, соответствующий номеру журнала выдачи знака, номер бюро МСЭ, год выдачи. Есть также надпись «действует бессрочно», поскольку инвалидность у меня бессрочная. На обороте – личные данные инвалида: ФИО, дата рождения, серия и номер инвалидной справки, группа инвалидности, срок и дата выдачи знака, чернильная печать и подпись руководителя ФГУ МСЭ. В середине листа место сгиба.
Но подождите: выходит, если ставишь знак на лобовое стекло машины, любой прохожий может заглянуть в окно сбоку – и вот она, вся информация обо мне как на ладони! А как же Федеральный закон «О персональных данных», предусматривающий их защиту? По логике вещей, наверное, никто не запретит прикрывать обратную сторону стикера, ведь номер идентификации находится на лицевой стороне. Но это опять морока какая-то. Да и несолидно для официального документа.
Плюс к этому, выдавая этот знак, специалист главного бюро МСЭ предупредила, что ламинировать его нельзя. Вот так новость! А как же этот знак спасать от порчи в салоне автомобиля, ведь на лобовом стекле в осенне-зимне-весенний период влаги хоть отбавляй? В первую же поездку этот листочек обычной бумаги может прийти в негодность: размокнет, чернила растекутся. «А вы этот знак в полиэтиленовый файлик засуньте», – посоветовала мне тот же специалист и даже любезно выдала мне эту целлофановую обертку.
Честно говоря, возникает резонный вопрос: а кто, собственно, запрещает ламинировать документы, пусть даже с гербовой печатью? Откуда пошло это устойчивое мнение, что так делать нельзя, что закатанный в твердую пленку документ теряет свою подлинность, где это записано, в каких инструкциях и правилах? Не поленился, проштудировал ряд документов. Запрета нет нигде! Напротив, в пункте 6.6 ГОСТа Р 51511-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 № 573-ст (с последующими редакциями) черным по белому написано «Для повышения сохранности оттисков печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, в том числе передаваемых для архивного хранения, допускается ламинирование документов, на которых ставится такая печать». Единственно, нельзя ламинировать документы, куда время от времени нужно вносить записи, и документы, выданные ЗАГС, – свидетельства о рождении, о браке. И все! Думаю, что дальнейшие комментарии излишни.
Лично я намерен в ближайшие дни заламинировать этот стикер и другим советую сделать то же самое. И пусть кто-то из инспектирующих сотрудников попробует что-то сказать по поводу закатанного в пленку документа – отошлю его... к ГОСТу.
Казанец, инвалид первой группы Геннадий Кукарин тоже в некотором замешательстве по поводу физического исполнения нового знака: «Ну, да, можно заламинировать знак, но его никто не спасет от губительного для краски солнечного света – он выгорит за пару месяцев, у него же нет никакого защитного покрытия! А ведь это документ, получать дубликат – целое дело, нужно вновь обращаться в бюро МСЭ, писать объяснительную – почему нужно заменять знак-документ? Конечно, можно сделать цветную копию знака, заламинировать, повесить на лобовуху, а оригинал возить в бардачке. Но это тоже какая-то лишняя возня. Я-то думал, что этот стикер будет внешне выглядеть «серьезнее», как твердая, невыгорающая, ненамокающая, негнущаяся пластина. Тем более, что кому-то ее нужно все время перемещать – то в своем авто поставить, то на такси, то на машину товарища, который может в какие-то моменты помочь добраться куда-то. И какой-то защитный чип, который считывался определенным прибором, должен был бы этот знак содержать, – бумажную копию ведь могут сделать все те же хитрецы, которые до этого покупали на авторынке стикеры, а потом без зазрения совести ставили их на свои авто и пользовались спецпарковками для инвалидов. А тут – простой листочек... Кому-то из инвалидов он выдается бессрочно, то есть на всю жизнь. Боюсь, он прослужит недолго».
И все-таки хорошо, что знак «Инвалид» стал теперь подлинным документом. Теперь от спецпарковок будут отсечены мнимые инвалиды, купившие и нацепившие на авто «обезличенный» знак, чтобы воспользоваться местом для стоянки. А настоящим людям «на группе», перемещаясь в любом автомобиле (за рулем ли или в качестве пассажира, в такси, например), можно выставлять этот знак на лобовое ветровое стекло машины и пользоваться льготами, которые им положены.
Владимир ГАРАНИН