Неслышащие тьюторы помогут в обучении

№ 46 от 14 декабря 2018 года


Завершилась реализация поддержанного Фондом президентских грантов проекта «Подготовка тьюторов с ограниченными возможностями здоровья по слуху». Напомним, его цель – внедрить в учебный процесс новую методику преподавания, где материал объясняет глухой репетитор. Воплощал идею в жизнь коллектив преподавателей КНИТУ-КАИ при партнерстве Татарского республиканского отделения Всероссийского общества глухих.

В ходе реализации гранта для тьюторов подготовлены учебно-методические комплексы – тексты лекций и презентации – по техническим дисциплинам, созданы аудио- и видеословари жестов, оттитрованы (адаптированы) обучающие фильмы по высшей математике, химии, физике. Тьюторы обучены ведению практических занятий и лекций по этим комплексам.
Председатель ТРО ВОГ Венера Матяш очень довольна, что инвалиды по слуху теперь смогут применять свои умения в еще одной области:
– В русском языке в обиходе примерно 80000 слов, а в русском жестовом языке только около 2000 жестов. Поскольку ребята учатся в техническом вузе, там много терминов, которые сложно преобразовать на язык жестов. Для этого теперь подготовлены высококлассные неслышащие тьюторы. Кстати, в ходе работы они разработали 192 термина, которые теперь можно применять на жестовом языке. Если сказать честно, то у наших глухих ребят уровень образования ниже их слышащих однокурсников. Но теперь с помощью поддержки тьюторов им станет легче усваивать учебный материал.
Работа над проектом обнаружила и некоторые проблемы. С одной стороны, преподаватели, готовя тьюторов, столкнулись с тем, что глухой человек – это носитель иной культуры, соответственно, и подходы к обучению нужны иные.
С другой стороны, самим людям с отсутствием слуха сложно преодолеть себя и выбрать такую непростую публичную профессию, где они вынуждены общаться не только с глухими, но и cлышащими людьми. Глухому тьютору необходимо преодолеть социальную робость и научиться быть толерантным не только к «своим», но и к слышащим, быть ответственным за качество обучения.
Несмотря на то, что целевая группа проекта небольшая, решаемые задачи чрезвычайно актуальны: все большее количество людей с ограниченными возможностями хотят получить высшее образование, ведь это открывает новые возможности для трудоустройства.
Разработанная методика уже показала свою эффективность в ходе занятий на базе Казанского учебно-методического и научного центра (КУИМЦ) КНИТУ-КАИ. Этот метод обучения особенно эффективен там, где обучается не один неслышащий среди обычных студентов (в этом случае неусвоенный материал будет выявлен преподавателем), а где основной состав студентов имеет проблемы со слухом. Эффективность в таком случае оценивалась по таким показателям, как посещаемость, успеваемость, заинтересованность, обратная связь с тьютором.
Как пояснила доцент кафедры «Специальные технологии в образовании» КНИТУ-КАИ Маргарита Миронова, являющаяся автором проекта, эту методику уже можно предложить преподавателям и учителям специализированных школ, сузов, вузов. И в начале декабря прошло такое методическое совещание преподавателей КУИМЦ и Казанского авиационного колледжа по передаче опыта ведения занятий и подготовке тьюторов.
...Первые тьюторы прошли обучение. Они провели пробные занятия, обменялись впечатлениями и есть надежда, что все они в последующем смогут устроиться в образовательные учреждения. Проект завершен, но работа в этом направлении продолжается. И наверняка образование для людей с особыми потребностями станет более доступным, в том числе и благодаря тьюторам.
Владимир ГАРАНИН