Сначала – увлечение, потом – профессия

№ 29 от 9 августа 2019 года


Воспитанники Казанского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здравушка» недавно с успехом завершили курсы по фотомастерству. Обучение проходило в рамках проекта «Запечатли мир», реализованного совместно с Благотворительным фондом «Милосердие в образовании», учредитель которого – Университет управления «ТИСБИ».

Этот проект в 2018 году оказался в числе победителей Республиканского конкурса на получение грантов Кабинета министров РТ для некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов. На протяжении девяти месяцев профессиональные фотографы учили «особенных» юношей и девушек 14-18 лет основам и секретам фотодела. 
Старт проекту был дан в конце прошлого года. А как пришла идея представить заявку именно такого содержания и тематики на конкурс грантов Кабмина РТ? Вот что рассказала автор проекта, директор Окружного учебно-методического центра по обучению инвалидов ПФО Университета управления «ТИСБИ», директор АНО «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья» Елена Мелина:
– У нас в стране есть немало организаций, занимающихся проблемами инвалидов. Однако, работа большинства из них направлена, прежде всего, на решение социально-бытовых проблем, осуществление медицинской реабилитации. Без сомнения, это важные задачи. Человеку с инвалидностью необходима высококачественная медицинская помощь, жилье, оборудованное в соответствии с его возможностями передвижения, зрения и слуха, доступная среда на улице.
Но не следует забывать о духовной сфере человеческой жизни. Ведь именно в области культуры, искусства результаты деятельности человека не связаны напрямую с состоянием его здоровья. Поэтому так необходимы сейчас усилия общественных организаций и образовательных учреждений, направленные на содействие творческой самореализации и личностному росту людей с ограниченными возможностями здоровья, и, прежде всего, детей. Участие в различных видах творческой деятельности – необходимая область социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но оно ограничено в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.
Действительно, сейчас в Казани, пожалуй, ни одна организация целенаправленно не занимается обучением детей с инвалидностью художественному фотографированию, нет адаптированных методик преподавания и условий для обеспечения процесса обучения, знания и навыки фотодела остаются этим ребятам недоступны. Поэтому автор проекта поставила перед собой решение этой проблемы.
– Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и других нозологий, составляющие десятую часть населения нашего государства, располагают, как и другие социальные группы, значительным творческим потенциалом, – продолжает Елена Мелина. – Творчество как деятельность порождает нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Деятель-творец обладает резервом, который может служить для дальнейшего многогранного развития личности, и в последующем стать культурным наследием общества. Когда речь идет о творчестве, ограничения жизнедеятельности отступают на задний план, а иногда не имеют никакого значения, поскольку все внимание человека сфокусировано на процессе развития способности самовыражения, увеличивается его самоценность.
Конечно, при этом для развития творческого потенциала, креативности людей с инвалидностью в обществе необходимо создавать дополнительные специальные условия: для адаптированного продуктивного процесса инклюзивного обучения и творческой мотивации, возможно, с помощью организации творческих площадок, а также разработки специальных методик.
Проект «Запечатли мир» был направлен на проведение цикла мероприятий, способствующих привлечению детей с инвалидностью разных категорий к изучению основ фотодела как инструменту самореализации и приобщению ребят к миру прекрасного, развитию способностей творческого самовыражения и личных качеств характера, участию в фотовыставке. А приобретенное оборудование – зеркальный фотоаппарат, отражатель, осветитель, шторка, штатив, софтбокс, радио­синхронизатор для практической части, мультимедийное оборудование для теоретической части – позволило создать условия для адаптированного продуктивного процесса инклюзивного обучения и творческой мотивации, что благоприятным образом отразилось, в том числе, и на физическом состоянии детей. Проведение фотовыставки послужило стимулом к раскрытию творческих способностей и интеграции детей-инвалидов в социум.
В проекте приняли участие десять детей, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и другие нозологии, которые посещают Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здравушка», и учащиеся колледжа Университета управления «ТИСБИ». С ребятами еженедельно в актовом зале «Здравушки» и на базе Центра поддержки инклюзии и СО НКО, адаптированных мультимедийным оборудованием, занимались пятеро преподавателей. Наставники в течение полутора-двух часов урока давали теоретические и практические знания, занимались с ребятами фотографированием, затем обработкой снимков. Партнерами проекта выступили «Открытая школа фотографии Олега Самойлова» и Союз молодых фотографов РТ, которые обеспечивали информационную поддержку, а также помощь в проведении мастер-классов, выступили для целевой группы старшими наставниками и идейными вдохновителями. Итогом мероприятия стала фотовыставка, где продемонстрированы лучшие образцы работ ребят с инвалидностью.
– Наши воспитанники с таким интересом приходили на эти занятия! – Поделилась своими наблюдениями директор центра «Здравушка» Татьяна Муллаянова. – У них глаза светились от причастности к такому познавательному делу! Родители тоже все были довольны, ведь у их детей появились такие важные в жизни навыки, которые могут перерасти в профессию. А почему бы и нет? Наша Юлия Иванова, которая очень хорошо усваивала теоретический и практический материал, в этом году как фотомастер заслуженно стала финалисткой Республиканского молодежного фестиваля безграничных талантов в номинации «Вдохновленные искусством», а сейчас подала документы в Казанский торгово-экономический техникум по специальности «Фотограф». Кстати, навыки 16-летний девушки уже дают практические плоды, полезны они и для нашего центра. 1 июня она провела фотосъемку нашей поездки по Волге, приняла участие в оформлении стендов. Думаю в будущем привлекать ее как волонтера для занятий с нашими более юными воспитанниками, которым наверняка захочется освоить искусство фотографии.
Да, Юлия Иванова всерьез решила освоить профессию фотографа – занятия в студии подвигли ее на это.
– Раньше я никогда не занималась фотографией, – рассказывает девушка. – А тут взяла в руки зеркальный фотоаппарат – и загорелась желанием освоить все тонкости этого ремесла. Преподаватели Артем Мельников и Марина Харитонова очень тщательно и доходчиво все объясняли. Сначала мы учили теорию в зале, потом выходили на улицу – фотографировать объекты. Мне больше по душе фиксировать виды природы, здания, архитектурные ансамбли. Приятно было, когда на итоговой выставке фоторабот, которая прошла в здании Центра поддержки инклюзии и СО НКО, были выставлены и пять моих художественных фотографий. Это увлечение «подсказало» выбор моей будущей профессии.
И это, конечно, самый главный итог реализации проекта, дающего молодым людям ориентир в жизни, определяющий для них вектор дальнейших действий.
Подготовил
Владимир ГАРАНИН