warning: cal_days_in_month(): invalid date. in /home/m/mgtata/public_html/sites/all/modules/archive/archive.module on line 106.


Помочь разобраться в калейдоскопе профессий

 

Специалисты Азнакаевского центра занятости населения стараются использовать период летних каникул по максимуму – «Мобильный центр» выезжает с профориентационными мероприятиями в загородные детские оздоровительные лагеря района. Ребята ждут этих визитов с нетерпением, ведь они всегда проходят увлекательно и интересно. Вот и на этот раз мальчишки и девчонки, отдыхающие в лагере «Солнышко», едва завидев ведущего инспектора Лилию Сабирзянову, тут же подбежали к ней и начали расспрашивать, чем будут заниматься сегодня.

Кто из заинских школьников не знает, что такое профориентационный проект «Proff-навигатор»? За четыре года, что он работает в городе и районе, подростки успели твердо усвоить: если специалисты центра занятости населения их зовут на мероприятия в рамках «Proff-навигатора», значит, будет точно и интересно, и познавательно. За все время реализации проекта в профориентационную работу удалось вовлечь 3890 учеников школ района.
Польза видна, что называется, невооруженным глазом: мало-помалу у ребят меняется отношение к рабочим и инженерным профессиям, у них появляется интерес к работе на производстве, многие задумываются о поступлении после окончания школы в учреждения начального и среднего профобразования. Потому что в ходе этих мероприятий они сами видят, что стать, например, сварщиком или монтажником – это очень даже выгодно и престижно. Станешь профессионалом – работодатели будут в очередь за тобой становиться, и зарплата, и условия работы ждут самые достойные. Точно не придется, как выпускникам некоторых вузов, после получения диплома вставать на учет в центр занятости в качестве безработного и переучиваться на те же рабочие специальности!
– Для нашего района «Proff-навигатор» – это очень важный проект, ведь потребность в рабочих кадрах у нас очень велика, – рассказывает и.о.директора ЦЗН Ольга Лаптева. – Он появился в рамках реализации подпрограммы «Популяризация рабочих и инженерных профессий в РТ на 2014-2020 годы», и за это время зарекомендовал себя с самой лучшей стороны: предвзятое отношение некоторых ребят и к производству, и к учреждениям начального и среднего профобразования меняется в ходе экскурсий, бесед с молодыми рабочими и студентами. В итоге подростки начинают понимать, что необходим осознанный подход к выбору профессии – как в соответствии с собственными интересами, так и потребностями региона в специалистах определенного профиля.
Сейчас в базе данных ЦЗН 241 вакансия, около 90 процентов – по рабочим и инженерным профессиям. Самые востребованные – водители, автослесари, сварщики, монтажники, электромонтеры, повара. При этом среди безработных большинство – это несостоявшиеся гуманитарии с высшим образованием, и далеко не все готовы переломить свои стереотипы и переучиться, скажем, на водителя погрузчика. «Наша цель – с одной стороны, предупредить безработицу среди молодежи, помочь выбрать специальность, востребованную на рынке труда, в первую очередь, Заинского района, преодолеть иждивенческие настроения, – подчеркивает специалист по профобучению и профориентации Лейсан Багаутдинова. – С другой стороны необходимо обеспечить местные предприятия кадрами, закрыть имеющиеся вакансии. А их год от года становится больше: сказываются серьезные инвестиции в развитие производства, внедрение инноваций. Умелые рабочие руки и светлые головы на вес золота! Причем, «охоту» на них ведут и предприятия окрестных промышленных районов – Нижнекамска, Альметьевска, Набережных Челнов. Мы ежегодно изучаем информированность учащихся о рабочих и инженерных профессиях, и на основе этого определяем свои задачи на год: из-за изменений на рынке труда необходимо постоянно актуализировать знания детей. Поскольку, как показывает практика, в 17 процентах случаев на решение учеников влияют родители, продолжаем работу по формированию положительного имиджа рабочих и инженерных профессий у их пап и мам».
По словам Ольги Лаптевой, изначально проект «Proff-навигатор» предполагал проведение трех видов мероприятий: киносеансов, экскурсий по предприятиям города, а также организацию единого Дня профориентации. Подключились новые партнеры, которые так же, как и специалисты ЦЗН, заинтересованы в формировании системного подхода к профориентации школьников. Так, благодаря участию управления образования «Proff-навигатор» обогатился мероприятиями для ребят разных возрастов, например, для малышей из детских садов. Серия встреч в них получила общее название «Калейдоскоп профессий». Дети с удовольствием участвовали в викторинах о профессиях. После анализа эффективности реализуемых мероприятий программу дополнили новыми конкурсами, расширили содержание бесед, включили просмотр мультфильма о профессиях «Навигатум». Для детей школьного возраста до 6 класса придумали конкурс «Дерево семейных профессий». Самых активных наградили главным призом – путешествием в казанский детский город профессий «Кидспейс». Дети вернулись с восторженными эмоциями, практическим опытом десятка профессий.
Новой вехой стало тесное сотрудничество с Заинским политехническим колледжем – оно единственное в районе. Это партнерство дополнило ставшие традиционными экскурсии на предприятия города. После общения с заводчанами и знакомства с производственными площадками детей привозят в колледж, где показывают мастерские и полигоны обновленного ресурсного центра. Получается полный профориентационный цикл: дети видят, какую работу и в каких условиях может предложить город, где и как можно выучиться по этим специальностям, не покидая родной район.
– Мы применяем системный подход, – подчеркивает Ольга Лаптева. – Профориентационная работа начинается с детского сада. Это позволяет проводить адресную работу для каждой категории. Мы можем оценить, какие направления находят отклик, а какие стоит модернизировать. Конечно, один в поле не воин: эффективная профориентационная работа – это результат понимания, поддержки и непосредственного участия многих субъектов района. У нас «джентльментские» отношения с предприятиями, все начинания находят поддержку со стороны совета и исполкома района, в том числе финансовую.
Благодаря этому специалистам центра занятости удается так продуктивно знакомить подростков с производственными площадками района и учреждениями профобразования. «Мы выстраиваем полный цикл экскурсий: в течение дня школьники сначала выезжают на одно из предприятий, общаются с заводчанами, знакомятся с производством, а потом мы показываем, где заинтересовавшие ребят профессии можно освоить. Привозим в политехнический колледж, где для них устраивают профпробы, и они сами под руководством мастеров проф¬обучения могут, например, испечь пирожки или попробовать себя в роли сварщика, – рассказывает Лейсан Багаутдинова. – Поначалу у ребят скептическое отношение к колледжу – они считают, что это устаревшее здание с обветшалыми мастерскими и классами. Как же они потом удивляются, когда видят учебные классы, аудитории, современные лаборатории с новейшим оборудованием! А после того, как школьники поработают в мастерских, многие принимают решение идти учиться именно сюда. Мы всегда рассказываем ребятам, что на протяжении многих лет все выпускники колледжа трудоустраиваются на предприятия города и района, «за бортом» не остается никто. Этот вопрос – на личном контроле к главы администрации района».
Специалисты ЦЗН определили для себя четыре возрастные категории несовершеннолетних, с которыми ведут целенаправленную работу. Для старших дошкольников и учеников младших классов упор делают на беседы, викторины, просмотр профориентационных мультфильмов, проведение конкурсов о профессиях. Для детей среднего звена организуют тематические площадки, где презентуют востребованные профессии, работает профильная смена в пришкольном лагере. Начиная с седьмого класса акцент делается на проведении экскурсий на предприятия, профпробы, профориентационные тестирования, беседы о востребованных профессиях, состоянии рынка труда района и республики на классных часах. Отдельный блок предусмотрен для детей с ограниченными возможностями здоровья: подписано трехстороннее соглашение с КЦСОН «Радость» и АНО ЦСП «Шатлык». Хороший эффект дает ежегодная ярмарка учебных мест с привлечением вузов и ссузов Татарстана. В прошлом году впервые прошел Заинский профориентационный форум, который стал площадкой для диалога школьников и студентов с руководством района, работодателями и представителями движения «WorldSkills». В этом году есть идеи по расширению такого форума.
– Будущее «Proff-навигатора» – за детальной разработкой методик профориентации, – уверена Ольга Лаптева. – Готовых подходов для каждого возраста нет, поэтому мы работаем с психологами и педагогами, которые могут помочь сделать интересные программы, обсуждаем детали расширения проекта с администрацией, заинтересованными учебными заведениями и предприятиями. В планах – разработка районной стратегии по профориентационной работе с молодежью, что позволит прописать конкретные задачи для каждого субъекта экономики.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

 

 

 

 

Ольга ЛАПТЕВА,
и.о. директора Заинского центра занятости населения
В прошлом году индекс промышленного производства в нашем районе составил 126 процентов. Это лучший результат среди всех промышленно развитых районов и шестой среди 45 муниципалитетов республики. Своего рода открытием 2018 года стали запуск Заинского элеватора, промышленного парка «Заман», Агропромышленного парка «Заинск», Центра работ под напряжением. Всего было создано 274 рабочих места. В связи с изменениями в экономике района, открытием новых производств актуализируется вопрос подготовки кадров. В рамках своей работы мы оказывали госуслугу по профориентации. Кроме договорной деятельности с образовательными учреждениями республики, мы самостоятельно проводим консультации для школьников, способствуем их профессиональному самоопределению. В прошлом году такие услуги получили более 2 тысяч несовершеннолетних, с начала нынешнего – 489.