warning: cal_days_in_month(): invalid date. in /home/m/mgtata/public_html/sites/all/modules/archive/archive.module on line 106.


В профориентации очень важна преемственность

«Изюминка» работы Бугульминского центра занятости населения – «Профориентационный марафон «Карьерный навигатор». По уже сложившейся традиции это массовое профориентационное мероприятие разворачивает свою работу на площадках учебных заведений района – Строительно-технического, Аграрного, Профессионально-педагогического колледжей, Машиностроительного техникума, а также филиала КНИТУ.

Главная цель марафона – повышение актуальности профессионального образования и престижа рабочих профессий и инженерных специальностей. Школьникам предлагают попробовать себя в роли электрогазосварщиков, швей, поваров, слесарей по ремонту автомобилей, штукатуров-маляров, лаборантов-экологов. Студенты демонстрируют подросткам, по сути, своим сверстникам, практические работы, повара и технологи готовят различные блюда и оформляют сервировку стола, штукатуры-маляры выполняют декоративную отделку стен, швеи показывают свое мастерство в пошиве легкой одежды. Школьники всегда очень оживленно наблюдают за всем происходящим, фотографируют, делают селфи. Все желающие потом проходят психологическое тестирование в Мобильном офисе ЦЗН для определения профессиональной направленности. 
В центре занятости уверены: только такими неформальными подходами можно заинтересовать подростков, показать им преимущество рабочих и инженерных профессий, перспективы обучения в учебных заведениях НПО и СПО. «Главные задачи, которые мы перед собой ставим – это оказание помощи несовершеннолетним в профессиональном самоопределении, создание интегрированной системы профессиональной ориентации учащихся, молодежи, направленной на привлечение и закрепление кадров рабочих профессий и инженерных специальностей на предприятиях района, – говорит директор Бугульминского ЦЗН Наталья Казанова. – Мы хотим донести до подростков важность осознанного выбора профессии. Поэтому активно проводим мероприятия по профориентации молодежи на востребованные рынком труда рабочие профессии и инженерные специальности в рамках подпрограммы «Популяризация рабочих и инженерных профессий в РТ». С начала года мы предоставили информацию о рынке профессий и путях получения профобразования, возможностях квалификационного роста и потребностях рынка труда в кадрах более 4500 несовершеннолетним».
Эту многогранную работу в центре занятости выстраивают с учетом возраста ребят. Начинают с дошколят: в игровой форме ребят знакомят с рабочими профессиями, показывают привлекательность каждой. Под руководством специалистов ЦЗН они участвуют в мини-конкурсах «Угадай профессию», «Собери ромашку», разгадывают загадки на профориентационную тематику, дискутируют о профессиях родителей. Еще им показывают серию мультфильмов о представителях различных профессий, разработанных Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ, например, о поваре, кондитере, строителе, электромонтере. Школьная профориентация «стартует» с начальных классов. По словам начальника отдела трудоустройства и специальных программ Елены Гиршович, цель этого этапа в том, чтобы сформировать у младших школьников положительное отношение к физическому труду, создать представление о разнообразии профессий, сформировать установку на труд, на созидательную деятельность как высшую ценность для человека. Здесь уже включают в работу лекционные профориентационные консультации с использованием профессионального тестирования по методикам «Ориентация», «ДДО», по их итогам ребятам индивидуально выдается заключение с указанием рекомендуемых сфер деятельности, перечня востребованных профессий с учетом их психологических особенностей. И, конечно, не обойтись без внеклассных мероприятий в форме деловых игр, викторин, конкурсов рисунков, стенгазет – все это стимулирует интерес детей к профессиям, особенно к тем, в которых экономика района больше всего нуждается. При работе со старшеклассниками делается упор на профессиях, характерных именно для Бугульминского района, и формировании интереса к ним. Здесь идет выбор конкретной профессии, окончательное уточнение, а в случае необходимости и корректировка путей реализации профессиональных намерений. На этом этапе одно из ключевых мероприятий – экскурсии на предприятия.
– Это наиболее эффективная форма ознакомления учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий, – подчеркивает Наталья Казанова. – Экскурсии дают возможность подросткам «окунуться» в саму атмосферу профессии, пообщаться с ее обладателями. Все это оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Профориентационная экскурсия – это, по сути, специфически организованный урок, задача которого – помочь школьникам соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам. Акцентируя внимание молодежи на профессиях, востребованных в родном городе, мы получаем возможность сохранить кадры для наших предприятий.
Интересная форма работы – специалисты центра занятости привлекают и родителей ребят к участию в экскурсиях на предприятия и в учреждения профессионального образования. По мнению сотрудников, такие совместные визиты дают возможность учащимся, их мамам и папам познакомиться с определенной профессией на практике, узнать все, что их интересует в этой сфере деятельности. Ведь не секрет, что именно взрослые в семье – те люди, к мнению которых большинство ребят при выборе профессии прислушиваются. «Для многих родителей эти экскурсии становятся настоящим открытием, – говорит Елена Гиршович. – Потом говорят: мы даже представить себе не могли, что производство так сильно изменилось, а колледжи и техникумы – это современные учебные заведения, которые они теперь обязательно будут рассматривать в качестве места обучения детей».
На сегодняшний день в районе, как и везде, самая большая потребность – в специалистах рабочих и инженерных профессий. Нужны сварщики, электрики, электромонтеры, штукатуры-маляры, парикмахеры, повара, строители-каменщики, маляры, бетонщики, водители грузового транспорта, инженеры. Вне конкуренции IT-специалисты – с каждым днем они все больше укрепляют положение не только по популярности и востребованности, но и по уровню заработной платы, которая достигает 30 тысяч рублей.
– Чтобы родители яснее понимали тенденции современного рынка труда, мы организуем для них информационные собрания, – рассказывает директор ЦЗН. – На них останавливаемся и на особенностях профессионального самоопределения детей разного возраста, вместе обсуждаем экскурсионные профориентационные маршруты.
Кстати, эти классные часы специалисты ЦЗН проводят не только в школах и на своей базе – иногда пап и мам вместе с детьми приглашают в Центр детского технического творчества, где активно развивается такое перспективное направление, как робототехника. Пока родители беседуют со специалистами центра занятости, школьники могут попробовать свои силы в этой необычно популярной сегодня сфере.
Особое внимание при проведении профориентационных мероприятий в ЦЗН уделяют детям, относящимся к категории инвалидов, оказавшимся в социально-опасном положении, оставшимся без попечения родителей, находящимся в Бугульминском приюте «Ялкын». Специалисты центра занятости стараются стимулировать их интерес к труду как таковому, к возможности овладеть рабочими профессиями, которые точно не дадут пропасть в жизни. Например, для для воспитанников социального приюта «Ялкын» и Реабилитационного центра «Возрождение» регулярно проводятся деловые игры и профпробы, на которых они могут вместе со студентами местных колледжей, например, испечь печенье или испытать себя в роли парикмахера. В эти мероприятия вовлечены абсолютно все подопечные этих учреждений.
– Год от года нам удается охватить профориентацинной работой все больше ребят, расширяется их возрастной диапазон, – подытоживает Наталья Казанова. – Преимущества преемственности мероприятий от детсадов до старших классов школы уже видны: при помощи тестирования удается выстроить индивидуальную траекторию профессионального самоопределения учащихся. Рабочие профессии и инженерные специальности интересуют ребят все больше. Так, в прошлом году из 1065 девятиклассников района в техникумы и колледжи поступили 630 человек – это более 80 процентов от общего количества выпускников. Конечно, все это – работа не одного дня, но позитивные изменения в пользу рабочих и инженерных профессий налицо, и в этом, несомненно, есть и наша заслуга.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

 

 

 

Наталья КАЗАНОВА,
директор Бугульминского
центра занятости населения
В современном обществе молодому поколению очень важно найти свое место в мире, получить востребованную профессию. Чтобы помочь ребятам сделать один из важнейших выборов в жизни – решить, кем быть, мы регулярно проводим с ними профориентационную работу. Положительная динамика налицо: интерес учащихся к проводимым мероприятиям растет, ребята начинают понимать, что выработка профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда – это очень важно. Благодаря участию в профориентационных мероприятиях они больше узнают о рабочих и инженерных профессиях. Радует, что удается охватить все больше школьников, которые получают наглядную информацию о мире профессий, о психологических требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, путях овладения специальностями. Увеличивается возрастной диапазон ребят. Мы стараемся выстраивать профориентационную работу по годам обучения, начиная с младшего школьного возраста, с условием ее преемственности из года в год.