Чтобы школьники всерьез задумались о будущей професии

 

16-летнюю Алену Л. из Кукмора привели в районный центр занятости населения обеспокоенные родители: дочка заканчивает 9 класс, они сами давно решили, что она после 11 классов будет поступать в вуз на экономиста. А та вдруг решила идти учиться на повара уже сейчас! Переубедить ее у мамы с папой не получилось, вот и привели в центр занятости, чтобы авторитетные специалисты подтвердили: с дипломом экономиста Регина потом куда захочет пойдет работать! Но проведенное тестирование показало, что свои профессиональные интересы девушка определила правильно. 

Потом показали перечень вакансий, востребованных в районе, вышли на портал «Работа в России». К немалому удивлению родителей, оказалось, что повара требуются везде, и зарплату предлагают неплохую, а на экономистов, да еще без опыта работы, спроса нет. Потом Регина еще раз пришла в центр занятости – поблагодарить, что помогли переубедить родителей. Она, как и хотела, поступила в Кукморский аграрный колледж, осваивает искусство готовки. 
– Наша главная задача – помочь ребятам в самоопределении, их профессиональной подготовке, чтобы они подходили к выбору профессии осознанно, – рассказывает директор ЦЗН Асхат Зиганшин. – Поскольку требования современного производства к уровню профессиональной подготовки кадров неуклонно растут, ведущим направлением профориентационной работы является именно работа с молодежью. Проводим ее круглогодично. Так, во время летних каникул наш «Мобильный офис» выезжает в оздоровительные лагеря района. А во время учебного года организуем ярмарки учебных мест, конкурсы сочинений на тему выбора будущей профессии, проводим экскурсии на предприятия и организации города и района. Особое внимание, конечно, выпускникам – для них совместно с управлением образования организуем лекции, беседы, профдиагностические консультации, ролевые профориентационные игры.
Специалисты центра занятости традиционно принимают участие в родительских собраниях в школах. По словам директора, это помогает скорректировать профессиональные предпочтения родителей учащихся, мотивировать на оказание поддержки в профессиональном самоопределении своих детей, преодолеть иждивенческие настроения среди молодежи. Мамам и папам рассказывают о состоянии и перспективах рынка труда, кадровой потребности работодателей района и республики, об услугах службы занятости, о правилах выбора профессии, типах профессий, об информационных ресурсах по профессиональному самоопределению молодежи для самостоятельного изучения. Акцент делают на информировании об учебных заведениях, где можно освоить востребованные рабочие профессии и инженерные специальности. Центр занятости населения тесно сотрудничает с Кукморским аграрным колледжем, Лубянским лесотехническим колледжем, Вятско-Полянским механическим техникумом. 
– Начинали мы всего с пяти школ в Кукморе и двух в районе, – рассказывает ведущий инспектор Гульназ Мустафина. – Было непросто: мамы и папы и слышать не хотели, чтобы их чадо отправилось учиться, например, на слесаря или электрогазосварщика, нацеливали детей на получение высшего образования в казанских вузах. Причем, их даже не особенно интересовало, на кого они выучатся. Рассуждали так: будет заветная «корочка» в кармане, а там уж хоть куда на работу возьмут.
Реалии жизни и целенаправленная работа по популяризации рабочих и инженерных профессий, которую специалисты ЦЗН проводят уже более пяти лет, постепенно начали вносить коррективы: оказалось, что, отучившись на юристов и экономистов, молодые люди не могут найти себя в жизни, съемное жилье в столице стоит недешево. И многие из ребят начали возвращаться в родной район, получать через центр занятости востребованные профессии, которые как раз дают стопроцентную гарантию трудоустройства и ничуть не меньший доход. Стоило ли терять время и финансы на учебу в вузе?
– Сейчас мы работаем практически со всеми школами района, – говорит Гульназ Мустафина. – Если раньше приходилось буквально уговаривать руководство пригласить на классные часы, родительские собрания, то теперь зовут сами. И родители изменили подход – их все более интересует информация, которую мы предоставляем, они живо откликаются на сведения о вакантных местах на предприятиях и организациях района. Школьников и их родителей приглашаем к себе на Дни открытых дверей: на них неизменно производят большое впечатление видеофильмы о предприятиях, списки вакансий на стендах в фойе. А ребятам интересно попробовать, как работают информационные терминалы, посмотреть, какие свободные рабочие места есть на портале «Работа в России». Но самый большой отклик дают видео о тех безработных, которые в свое время рискнули открыть свое дело по программе самозанятости и не прогадали: теперь их бизнес успешно развивается.
Вот она, лучшая пропаганда труда как такового, профилактика иждивенческих настроений среди молодежи! Имея такие примеры перед глазами, сами молодые люди тоже начинают тянуться к реальному делу – работе на земле, открытию своего бизнеса. Заслуга специалистов службы занятости в этом – самая непосредственная, потому что смогли доступно, аргументированно и, главное, своевременно проинформировать, направить, заинтересовать. Не зря, когда специалисты центра занятости приезжают в школы района, собираются полные классы. Приходят и родители, и сами старшеклассники и даже их младшие братишки-сестренки. 
«Первым делом интересуются, какие есть вакансии на местных предприятиях, в том числе крупных сельскохозяйственных, – рассказывает ведущий инспектор Фарида Ахматярова. – Нас это очень радует – недаром говорят, что дома и стены помогают. А трудоустроиться по востребованным специальностям можно всегда. Неизменно требуются электрогазосварщики, повара, кондитеры, агрономы, трактористы, слесари, швеи, доярки, рабочие по уходу за животными. Производство везде современное, зарплата достойная». Всегда есть вакансии на валяльно-войлочном комбинате, швейной фабрике, в местных кафе, райпо, ООО «Уныш». 
– Работу со школьниками мы начинаем с профориентационного тестирования, анкетирования, – рассказывает Гульназ Мустафина. – Организуем и групповые консультации по стратегии выбора профессии, вместе с учащимися анализируем основные типы профессий по предмету труда, обсуждаем востребованные профессии. По итогам школьники получают заключение с указанием рекомендуемых сфер деятельности, перечня востребованных профессий с учетом своих психологических особенностей. Обязательно раздаем буклеты: «Шпаргалка для выбора профессии», «Молодому человеку, выбирающему профессию». Потом сами составляем опросники с учетом востребованных ребятами вопросов.
Согласно результатам, среди мальчишек все больше желающих освоить профессии каменщика, комбайнера, электрогазосварщика, ландшафтного дизайнера, среди девчат – парикмахера, кондитера. Специалисты ЦЗН предлагают ребятам учебные заведения, где их можно освоить, разрабатывают буклеты с подробной информацией. 
И, конечно, сотрудники службы занятости делают все, чтобы ребята могли своими глазами увидеть, из чего реально складывается труд представителей рабочих профессий, дают возможность лично пообщаться с потенциальными работодателями, молодыми рабочими на предприятиях. Только так подростки могут понять, что рабочая профессия – это не обязательно трудиться по локоть в мазуте. В рамках подпрограммы «Популяризация рабочих и инженерных профессий в РТ на 2014-2020 годы» специалисты центра занятости реализуют профориентационный проект «Твое будущее в твоих руках». Его целевой группой стала сельская молодежь – школьники в возрасте от 10 до 18 лет, в том числе ребята с ограниченными возможностями здоровья, дети из малообеспеченных, многодетных, проблемных семей. Партнерами выступили все образовательные учреждения, работодатели, реабилитационный центр «Милосердие», КЦСОН «Тылсым». Разработчики поделили проект на пять профориентационных подпрограмм. В их числе – экскурсии в аграрные, промышленные предприятия и учебные заведения. «Наша задача – показать ребятам, что рабочие профессии становятся все более наукоемкими, технологически сложными и, конечно, все более высоко оплачиваемыми», – подчеркивает Асхат Зиганшин. Подростки уже побывали на заводе металлопосуды, швейной фабрике, валяльно-войлочном комбинате, огромное впечатление произвела и поездка в Детский город профессий «Кидспейс». По словам Гульназ Мустафиной, на той же швейной фабрике ребят просто поразили суперсовременные вышивальные машины, которые могут воспроизвести любой выполненный на компьютере рисунок, управлять такими агрегатами, как оказалось – процесс очень интересный. На валяльно-войлочном комбинате мальчишки и девчонки увидели уже другие, не менее сложные, машины, которые наносят самые затейливые узоры на валенки. Всю обратную дорогу только и обсуждали, какими навыками нужно обладать, чтобы справиться с такой работой. Где их можно получить, подросткам показали во время экскурсии в ресурсный центр Кукморского аграрного колледжа – здесь местные промышленные предприятия, заинтересованные в привлечении молодых работников, организовали профильные мастерские. На днях 30 школьников вместе со специалистами ЦЗН отправятся в поселок Вятские Поляны соседней Кировской области – им предстоят экскурсии на машиностроительный завод «Молот», где производят оружие, и в механический техникум – договоренность уже есть. 
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

 

 

 

 

Асхат ЗИГАНШИН, директор Кукморского центра занятости населения

Профориентационной работе с населением, в том числе молодежью, мы уделяем огромное значение, это важная составляющая деятельности нашего учреждения. Акцент делаем на популяризации рабочих и инженерных профессий. При этом стараемся использовать такие формы работы, которые позволяют подросткам самим оценить все преимущества такого востребованного труда, воочию увидеть специфику современного производства. Отсутствие достаточного количества квалифицированных рабочих и специалистов – проблема сложная, включающая в себя множество различных аспектов. В нашем районе стараемся решать ее совместными усилиями органов местной власти, специалистов центра занятости, работодателей, учебных заведений. В прошлом году оказали профориентационные услуги 1241 несовершеннолетнему, в нынешнем – уже 876 ребятам, в том числе и с ограниченными возможностями.