Чем больше навыков освоит ребенок, тем легче ему будет в жизни

№ 18 от 15 мая 2020 года


Когда специалисты Дрожжановского КЦСОН приехали в семью М., даже они, перевидавшие многое, содрогнулись: дома полная антисанитария, никаких элементарных удобств, ни крошки еды. Пьяные родители буйствуют вместе с собутыльниками. Трое детей сидят на загаженном полу, голодные и замерзшие. Так 12-летний Валера, 10-летняя Маша и 4-летняя Рита оказались в Дрожжановском социальном приюте для детей и подростков «Теплый дом».

– Как выяснилось в ходе обследования, оба родителя пили, не просыхая, не работали, тремя своими несовершеннолетними детьми совсем не интересовались, – рассказывает директор приюта Рамзия Хайруллина. – В школу и садик они не ходили. В доме попросту нельзя было жить: требовалась замена электрики, труб водоснабжения, газовой плиты, всюду сновали крысы и тараканы. Если бы сердобольные соседи не подкармливали детей, они бы могли умереть с голоду. 
Оказалось, что первоочередных реабилитационных задач у специалистов немало – у новых воспитанников были совершенно не сформированы навыки, необходимые в жизни. Они совсем не могли себя обслуживать: например, не знали, что надо есть при помощи ложки и вилки, расчесывать волосы и чистить зубы. Первое время норовили спать не на кровати, а на полу. Эти ребята совершенно не умели общаться с окружающими, правильно себя вести, абсолютно ничем не интересовались. После того, как их подлечили в ДРКБ, началась комплексная целенаправленная адресная работа исходя из возраста воспитанников.
– Первым делом надо было этих детей успокоить, показать, что есть и другая жизнь, – говорит психолог Гульназ Ханбикова. – Проводили индивидуальные занятия, в том числе в сенсорной комнате, с применением песочной терапии. Разыгрывая сказочные ситуации, рисуя на песке, ребята проговаривали свои страхи, учились от них избавляться.
Мало-помалу хороший уход и забота сделали свое дело: эти не привыкшие ждать ничего хорошего от взрослых ребята перестали шарахаться от каждой протянутой к ним руки, начали принимать участие в групповых занятиях. Валера с большим интересом посещал кружок «Знайка.ru», где изучил основы компьютерной грамотности, ходил в школу: учителя и сотрудники приюта помогли ему наверстать упущенное.
Специалисты «Теплого дома» сделали акцент в работе с ним на профориентацию – рассказывали подростку об основных правилах выбора профессии, проводили соответствующие диагностические обследования, по итогам которых дали конкретные рекомендации по выбору профессии. Вместе с другими старшими воспитанниками Валера выезжал на экскурсии в местные предприятия. Сейчас парень учится в Ульяновском техникуме железнодорожного транспорта на машиниста поезда.
Его сестренка Маша с удовольствием занималась в кружках «Волшебный крючок», «Хозяюшка»: здесь девочки учатся не только вязать, но и постигают основы семейной экономики. 4-летняя Рита благодаря кропотливой работе с ней начала говорить, научилась чистить зубы и заплетать косички, самостоятельно кушать и одеваться.
– К нам часто приходят благотворители, потенциальные опекуны и умиляются: какие милые мордашки, какие талантливые дети! – говорит Рамзия Хайруллина. – Люди, далекие от нашей профессии, подчас даже представить себе не могут, столько этим мальчишкам и девчонкам пришлось пережить в столь нежном возрасте. Мало кто догадывается, какой труд нужен, чтобы реабилитировать этих детей, вернуть к нормальной человеческой жизни. К нам они приходят обиженными судьбой, многие не имеют никаких навыков самообслуживания. Для всех воспитанников приют становится больше, чем временным пристанищем, – путевкой в новую жизнь.
Судьбы большинства воспитанников приютов до боли похожи одна на другую – родители пьют, морят голодом и колотят своих чад. Сотрудники приютов с чем только не сталкиваются, но их все равно продолжают шокировать случаи, когда мальчишки и девчонки не знают значения самых простых слов, не владеют элементарными бытовыми навыками. Например, боятся подойти к раковине или встать под душ: никогда в жизни этого не видели. Не понимают, зачем нужно несколько пар обуви. Патологический страх, неверие в себя, агрессия или апатия – вот лишь самый узкий спектр проблем, с которыми приходится иметь дело сотрудникам социальных приютов. Здесь нужна каждодневная кропотливая работа – по нормализации эмоционального фона, преодолению иждивенческих настроений, развитию навыков общения и, прежде всего, конечно, самообслуживания. Учить самому элементарному приходится даже подростков! Вот взять хотя бы 15-летнюю воспитанницу «Теплого дома» Розу Ф.: девушка поначалу всегда была неряшливо одета, ей было трудно осваивать новое, общаться с окружающими. В ее родном доме в селе Новое Дрожжаное – антисанитария, есть нечего. Горе-родители, как выяснилось, не то чтобы сильно злоупотребляли спиртным – просто не привыкли напрягаться: не работали, не вели подсобное хозяйство. И воспитанием дочери тоже себя не утруждали. 15-летняя девушка о каком-либо труде имела очень отдаленные представления, даже оторвавшуюся пуговицу не умела пришить, не сразу научилась чистить щеткой свою обувь. Отказывалась умываться, не понимала, зачем нужно мыть посуду, гладить одежду и убираться. О сколько-нибудь успешной учебе даже речи не шло, настолько отстала от учебной программы. Диагностика показала у Розы повышенный уровень тревожности, заниженную самооценку. Но не зря говорят, что капля камень точит: в ходе индивидуальных бесед с психологом, тренингов, посещения сенсорной комнаты у девушки постепенно снижалось психоэмоциональное напряжение, она научилась усидчивости, позитивному общению. Много времени воспитатели и соцпедагоги потратили на то, чтобы она освоила азы гигиены, научилась пользоваться индивидуальными принадлежностями. Роза вместе с другими девочками посещала в приюте кружки «Умелые руки», «Хозяюшка», а на базе районного Дома творчества – занятия по рисованию. Научилась готовить, шить, делать мелкий ремонт одежды. Все это обязательно пригодится ей в дальнейшей жизни.
9-летнего Тимура Х. и его двух восьмилетних сестренок-близняшек горе-мамаша привела в Алексеевский социальный приют «Забота» сама – объяснила, что нечем кормить. Она беспробудно пила, не работала, папы в семье нет. Выехав на место, в село Родники, специалисты Алексеевского КЦСОН ужаснулись: дома притон, из всех благ цивилизации только старая печка. «Первичная диагностика детей показала печальную картину – уровень тревожности просто зашкаливал, – рассказывает психолог Наталья Конова. – Потом уже ребята объяснили, что мама надолго оставляла их одних в темном доме без еды, что они очень боялись ее буйных собутыльников». Изо дня в день всех троих учили ухаживать за собой. Тимуру очень понравилось пылесосить дорожки, девочкам – делать бутерброды в приютском кружке домоводства. Прежде сестрички играли только во что-то наподобие «пришла пьяная тетенька, потом водки еще принесли пьяные дяденьки», а тут стали маленькими модницами, сами вплетают в косички яркие ленточки, учатся красиво носить обновки.
15-летний воспитанник «Заботы» Максим Б. и две его младшие сестренки в приют поступили на основании акта Чистопольского УВД: горе-мамаша пила, папаши на горизонте вообще не было, умереть с голоду не давала старая-престарая бабушка. По словам директора приюта Марины Солдатовой, в работе с девочками специалисты делали упор на развитие мелкой моторики рук, творческих навыков – в кабинете трудотерапии они осваивали азы тестопластики, декупажа, делали поделки из соленого теста. Это очень повышало их самооценку, давало стимул к освоению нового. И вот уже, глядя на других, новички сами начали мыть руки с мылом, с удовольствием шинковать салаты, высаживать рассаду цветов на приусадебном участке. Сотрудники смогли увлечь их шитьем, приготовлением выпечки. Девочкам понравилось создавать зеленые огороды на подоконнике – вместе со всеми с большим усердием высаживали лук на первую зелень. А сам Максим увлекся выжиганием по дереву, спортом. Во главу угла работы с ним специалисты поставили профориентационные занятия, к которым привлекли специалистов центра занятости. Выяснилось, что у подростка большой интерес к технике. Через ЦЗН его трудоустроили на каникулы, он был очень горд своей первой зарплатой. Потом Максим поступил в Чистопольский политехнический колледж на сварщика, сейчас успешно учится.
Мамашу 10-летнего воспитанника Пестречинского социального приюта «Шатлык» Коли Н. интересовали только два занятия – выпить и погулять. У выпускницы детского дома абсолютно отсутствовали представления о нормальной семейной жизни. Отца у мальчика нет. Детский сад и школу Коля не посещал, часто оставался дома один – без света и еды. Присматривал за ним пьющий сосед. Когда Коля оказался в «Шатлыке», сладить с ним было непросто – до того был озлоблен на всех, да еще к курению успел пристраститься. Никак не мог привыкнуть к мысли, что теперь всегда будет сыт. Успокаивала его разве что работа на приусадебном участке. Для городского мальчика из пьющей семьи все было в диковинку – и грядки, и клумбы, и разные растения. Заметив этот интерес, сотрудники тут же за него ухватились – здесь позовут строить альпийскую горку, тут похвалят за самые ровные бороздки на грядке. Незаметно сам для себя Коля с помощью сотрудников приюта подтянулся в учебе, стал более опрятным, научился многое делать своими руками. По словам директора приюта Резеды Халиловой, в комплексной реабилитации воспитанников трудотерапии отводится основополагающая роль: полученные навыки позволят ребятам из проблемных семей в дальнейшем более уверенно чувствовать себя в жизни.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ