«Сила в детях»: ориентир – на инновационные технологии

№ 20 от 29 мая 2020 года


Массаж ног и рук, укрепление спины для восьмилетнего Димы С. из Азнакаево – обычная процедура. В год ему поставили диагноз ДЦП, потом обнаружили умственную отсталость. Мальчик не ходит, не разговаривает. Даже взять чашку со стола получается не всегда. Каждый день мама его привозит в социально-реабилитационный центр «Сила в детях», который был открыт одноименным Благотворительным фондом в Лениногорске. По ее словам, прогресс от регулярных занятий налицо: укрепляют его спину, развивают мелкую моторику рук, чтобы он сам мог двигаться, брать нужные предметы. Помогли занятия с логопедом и дефектологом: Дима начал издавать первые осмысленные звуки. Немаловажное значение имеет и социализация ребенка.

В начале марта на базе центра была открыта первая в республике группа кратковременного пребывания для детей от 5 до 12 лет с нарушениями ментального развития. Здесь созданы все условия, чтобы их социализировать и реабилитировать. В Лениногорске, как и повсюду, растет количество детей с ограниченными возможностями, и новый центр, причем такого высокого уровня, открыл для них новые возможности.
– Этот центр стал четвертым по счету учреждением, созданным нашим благотворительным фондом: такие уже работают в Казани и Нижнекамске, – комментирует учредитель Фонда помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Сила в детях» Адель Загретдинов. – Все они вошли в Реестр поставщиков социальных услуг Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Наши центры появились благодаря активному участию в проектной деятельности. В частности, открытие центра в Лениногорске стало возможным при поддержке Фонда Президентских грантов РФ, а также благодаря выигранным грантам ПАО «Татнефть», Кабинета Министров РТ, Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.
На капитальный ремонт здания бывшего реабилитационного центра «Алый парус», которое министерство передало фонду на правах безвозмездной аренды, ушло около 7 миллионов рублей. Еще примерно 10 миллионов направлено на приобретение мебели, реабилитационного оборудования, методических пособий.
Главной спецификой работы Лениногорского центра, как и других учреждений фонда, является использование современных инновационных технологий. К примеру, здесь применяется методика мозжечковой стимуляции, аппаратное лечение – биоакустическая коррекция и микрополяризация головного мозга и многие другие современные технологии. Новый социально-реабилитационный центр площадью 535 квадратных метров увеличил число обслуживаемых фондом детей-инвалидов на 200 человек в год. За год реализации проекта планируется провести не менее 8 курсов реабилитации. Но, возможно, ситуация с коронавирусом внесет свои коррективы.
– В обычное время мы работаем 7 дней в неделю с 8 утра до 8 вечера, – рассказывает директор Лениногорского центра Алия Загретдинова. – Учреждение рассчитано на 72 ребенка. Продолжительность курса реабилитации – 21 день. Мы оказываем медицинские, педагогические, психологические и другие социальные услуги в полустационарной форме обслуживания. В частности, у нас есть галокамера, сенсорная комната, кабинет для релаксации родителей, блок для аппаратного лечения. В Лениногорском районе 300 детей-инвалидов, так что актуальность работы нашего центра налицо. Уже начали приезжать и из близлежащих районов. Своего рода «фишка» нашего учреждения – это оказание помощи не только детишкам, но и их родителям.
Благотворительный фонд «Сила в детях» был создан в апреле 2014 года специально для того, чтобы заниматься организацией помощи семьям детей-инвалидов, которые не в состоянии оплатить дорогостоящее лечение своих чад в платных реабилитационных центрах. Кстати, его руководитель Адель Загретдинов – тоже родитель «особого» ребенка. Поэтому все тонкости знает не понаслышке. И когда к руководству фонда обратилась группа родителей детей-инвалидов, которые проходят курс реабилитации в Лениногорском социально-реабилитационном центре «Сила в детях», с просьбой открыть группу дневного пребывания для «особых» ребят с нарушениями ментального развития, было решено эту инициативу поддержать. По словам замдиректора фонда Нины Коваленко, вся работа здесь направлена на социальную адаптацию, психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста с задержками психического развития, умственной отсталостью, психическими и генетическими заболеваниями, аутизмом.
В числе приоритетных задач – формирование адекватного поведения и коммуникативных навыков, безопасного поведения в быту, помощь в адаптации в группе, развитие навыков самообслуживания, способности к получению знаний, формирование социально-бытовой, социально-средовой ориентировки, начальных трудовых навыков. «Вся работа проводится поэтапно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и структуры его дефектов, – рассказывает Нина Коваленко. – Поэтому в каждой группе дневного пребывания не более пяти детей. Всего таких групп две: одна рассчитана на детей от 5 до 7 лет – они занимаются с 8 до 12 часов, во второй группе ребята с 8 до 12 лет, занятия с ними проходят с 13 до 17 часов. Реабилитационные мероприятия – каждый день, с понедельника по пятницу. Для родителей такая возможность оставить своих тяжелых детей на попечение специалистов на полдня – это огромное подспорье. Ведь они вынуждены все свое время проводить рядом с ребенком, решая его проблемы, при этом не имея возможности переключиться на себя. Уровень негативного эмоциально-психологического фона в таких семьях часто доходит до предела, это отражается на состоянии здоровья ребенка и его родителей».
С детьми проводят занятия по развитию речи, по музыко- и сказкотерапии, по адаптивной физкультуре с элементами нейро-йоги, по ИЗО – учат рисовать, лепить, делать аппликации. Конечно, обучают навыкам самообслуживания, знакомят с окружающим миром и историей родного края. Помимо приходящих профильных специалистов, с детьми в группе постоянно находятся социальный педагог и младший воспитатель.
Особое внимание уделяют работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. «Практика показывает, что год от года таких детей становится все больше, – говорит Алия Загретдинова. – Многие детские и образовательные учреждения не адаптированы для проведения с ними коррекционной, психолого-педагогической работы и обучения. Если таким детям не помочь вовремя, они, как правило, становятся тяжелыми социальными инвалидами. У нас для всех подопечных групп дневного пребывания у нас созданы социально-адаптированные и развивающие условия: есть визуальные расписания, разговорные книги, разграничение рабочих зон... Используем элементы пескотерапии, систему альтернативной коммуникации, проводим сеансы в сенсорной комнате, занятия с материалом Монтессори».
И, конечно, на всех этапах реабилитации проводится диагностика детей, при необходимости индивидуальная программа корректируется. Родителей обучают работе с карточками Пекс и разговорными книгами, консультируют по всем вопросам. Создана группа Вконтакте, где специалисты объясняют им пользу тех или иных форм реабилитации, советуют мамам и папам, как, например, играть, заниматься со своим «особым» ребенком.
У некоторых ребяток уже есть положительная динамика – отставания от показателей «возрастной нормы» в формировании коммуникативных навыков, социализации, крупной и мелкой моторики хотя и медленно, но сокращаются. Например, 7-летний Тимур с задержкой психического развития и ДЦП совершенно не мог себя обслуживать, не говорил, плохо передвигался, ему было трудно координировать свои движения. Прежде всего, с ним проводили занятия по мозжечковой стимуляции. В центре они проходят интересно, в игровой форме, на специальной балансировочной доске. Тимур стал лучше воспринимать обращенную к нему речь, улучшились память и внимание. Помогли и сеансы массажа, занятия адаптивной физкультурой, по развитию мелкой моторики с использованием различных тренажеров, логопедический массаж. Сейчас мальчик начал произносить первые осознанные слова, ему проще захватывать и удерживать предметы.
На примере деятельности центра «Сила в детях» отчетливо видно, что передача части полномочий по предоставлению социальных услуг от государственных организаций к некоммерческому сектору позволяет сделать процесс реабилитации и социализации детей-инвалидов с ментальными нарушениями непрерывным, с применением инноваций, которые пока не внедрены в госучреждениях.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

 

 

 

Юлия АБДРЕЕВА, заместитель министра труда,
занятости и социальной защиты РТ
Сегодня одним из приоритетных направлений долгосрочной политики государства является эффективное взаимодействие органов государственной власти с НКО. Механизмы доступа негосударственного сектора к оказанию социальных услуг изложены в Федеральном законе №442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», действующем с 1 января 2015 года. Именно в нем прописано, что в реестр поставщиков соцуслуг могут вступать все юридические лица, в том числе НКО. Поставщики получают от государства компенсацию за оказанные гражданам бытовые, юридические, психологические и другие услуги. Таким образом, речь идет не об отказе государства от своих обязательств, а о передаче части своих полномочий тем организациям, которые могут выполнить ее более качественно и эффективно. Конкуренция нужна для развития, для повышения качества услуг, появления их новых видов, она дает возможность для инноваций. У НКО есть мотивация оказывать те услуги, которых пока еще нет на рынке госуслуг. Они способны заполнить образующиеся ниши: у них есть заинтересованность, возможность и свобода для эксперимента. Что же касается граждан, то у них появляется возможность получать услуги сверх минимума, который им гарантировало государство.