Как колясочнику дотянуться до высокой полки?

№ 32 от 4 сентября 2020 года


Проблему доступности освещают с разных ракурсов. Какие только нюансы там не возникают! Рассмотрим сферу торговли и общепита
.

Безбарьерность в магазинах, кафе и ресторанах обретает дополнительный смысл: доступность услуги. Кроме «безпорожковости» входной группы, удобства для «особого» клиента необходимы и внутри помещения, в частности, при выборе вещей и продуктов. Примеры, как человеку с инвалидностью непросто, а порой и невозможно «обследовать» полки с товарами – всюду: в любом городе, в любой торговой точке.Мастера продаж, маркетологи, следуя новомодным исследованиям покупательского внимания клиентов, более дорогостоящий и качественный товар выкладывают на полке на уровне глаз покупателя среднестатистического роста. Но такая «горизонтальная» раскладка, понятное дело, не рассчитана на инвалида-колясочника, который вынужденно смотрит на нижние полки. Задрать голову, чтобы пробежаться глазами по верхним полкам, конечно, не проблема, не в этом суть. Зачастую такой клиент физически не способен достать товар со стеллажа в 2 метра «ростом», чтоб с ним ознакомиться или положить в корзину. Что ж, каждый раз прибегать к помощи сотрудников магазина или добровольных помощников-покупателей? Это не дело! К слову, не всегда удается извернуться, чтоб ознакомиться с товаром и с самых нижних полок. Колясочнику ведь – ни встать, ни присесть.
Что, кроме маркетинговых «ходов», мешает работникам торговли применять к традиционной и «вертикальную» раскладку одинакового товара? Абсолютно ничего! За такое расположение вещей, бытовой химии, продуктов питания спасибо скажут и низкорослые люди, и школьники начальных классов – за шоколадками и другими вкусняшками бегают порой по нескольку раз в день.
Колясочница Лилия Загретдинова из Альметьевска делится: «Будучи в инвалидном кресле, ты не способен физически дотянуться до верхних полок с продуктами в магазине, ты не можешь без помощи дотянуться до верхних полок в книжном или детском отделе. Могу сказать: в магазинах сейчас люди уже не теряются и не смущаются от вида инвалидной коляски. Если я не могу дотянуться до нужного товара, всегда с улыбкой прошу консультантов помочь, и люди с радостью откликаются. Часто бывает и так, что посетители магазина сами предлагают помощь. Конечно, если маркетологи и продавцы раскладывали бы одинаковые продукты и товары не только горизонтально, но и вертикально – это так бы облегчило нам жизнь!»
Инвалид-опорник 1 группы из Казани Александр Шумков в магазины наведывается через день. Говорит, что тоже приходится просить достать товар с верхней полки. Это проблема номер один. Но и проникнуть внутрь торговых точек не всегда удается. Да, гипер- и супермаркеты физически доступны, а вот в небольшие магазины так называемой шаговой доступности – вообще не взобраться.
Действительно, зачастую такие минимаркеты размещаются в модульных торговых павильонах, изготовители которых, похоже, напрочь позабыли, что объекты общественного назначения должны быть доступными и для колясочника, и для пожилого человека, и для женщин с детской коляской. Магазинчики эти симпатичные, но входная дверь в них – с маленькой лестницей или с одной ступенькой, но это все равно уступ в 15-20 сантиметров над землей. Для маломобильных граждан непреодолим. Про то, что некоторые магазины располагаются в торговых центрах на 2 или даже 3 этажах старых зданий без лифтов, и не говорю. Особенно много таких в сельских райцентрах: вместительный торговый дом советской постройки – да попробуй туда попади!
Понятное дело, что не удастся разом везде и всюду сделать объекты торговли доступными. Сеть гипер- и супермаркетов известных брендов, особенно зарубежных, для маломобильных граждан, как правило, архитектурно приспособлены. Нужно обратить взоры на иные торговые объекты, «застрявшие» в прошлом веке, выбрать среди них приоритетные, и доводить их до ума и приводить в соответствие с законодательством. К слову, этим могут заняться общественные организации инвалидов, в том числе – слепых и глухих. Доступность – это ведь не только отсутствие физических барьеров, но и информирование, и корректное поведение персонала с «особыми» клиентами.
Возможно, кто-то из владельцев старых магазинов станет сетовать: опять мы должны тратиться, чтобы сделать пандус, убрать порожки. Но, во-первых, они находятся в том же законодательном поле, что и все остальные, и сами могли бы «догадаться», что рано или поздно за это дело придется взяться. Во-вторых, это же обоюдовыгодный процесс: безбарьерная среда привлечет покупателей, которые раньше в такие магазины – ни ногой! То есть затраты на «доступку» окупятся!
С кафе, ресторанами, другими объектами общепита дела обстоят несколько проще: в основном, к ним претензии по архитектурной доступности, включая такие «мелочи», как задранная высоко касса или барная стойка. Но если это кафе самообслуживания, то конечно, блюда тоже должны располагаться, как и полки в магазинах, на расстоянии вытянутой руки. А то опять придется кого-то просить о помощи. Окружающие люди у нас отзывчивые, но так хочется, чтобы отзывчивыми и внимательными были те, кто взялся за ресторанный или подобного рода бизнес.
Владимир ГАРАНИН