С вниманием к «особым» клиентам

№ 33 от 11 сентября 2020 года


Председатель Банка России Эльвира Набиуллина провела заседание рабочей группы по повышению доступности базовых финансовых услуг для инвалидов и маломобильных групп населения.

Особо остановились на проблемах людей с нарушениями слуха. Скажем, для них крупнейший банк России – Сбербанк – предоставляет услуги удаленного перевода на русский жестовый язык. Было отмечено, что сотрудников других крупнейших банков страны обучают навыкам общения с клиентами, которые имеют нарушения слуха. Актив аппарата Всероссийского общества глухих принимает в этом самое деятельное участие. Это только начало огромной работы, но, как говорится, лед тронулся.
Отдельно назвали и такую проблему неслышащих клиентов: невозможность идентификации голоса, как одной из защит банковской карты. Банк России уже разработал замену такому способу идентификации. Однако вопрос уперся в финансы, так как банкам придется закупать новое дорогостоящее оборудование для альтернативного способа идентификации личности неслышащего человека. Но над решением проблем работают.
Как ни странно, неслышащие граждане иногда недовольны тем, что банки навязывают услугу перевода РЖЯ, не позволяя глухому человеку использовать личного переводчика-помощника. Здесь позиция Банка России такова: если в кредитном учреждении нет подобной услуги, то неслышащий может воспользоваться услугами своего переводчика. А если услуга перевода РЖЯ есть в банке, то используется данная услуга, а не личный переводчик. Потому что нет стопроцентной уверенности в том, что переводчик РЖЯ, которого привел неслышащий человек, действует не в своих личных корыстных целях. Доля правды в этом присутствует: было немало случаев, когда глухие попадали на недобросовестных переводчиков РЖЯ, которые обманывали их при использовании различных банковских сервисов и присваивали себе деньги.
На заседании отмечалось, что проведена адаптация банковских мобильных приложений и банковских интернет-сервисов для людей с инвалидностью, в том числе и для людей с нарушениями слуха: для них предусмотрен текстовый формат общения с сотрудниками кредитных учреждений.
В завершение заседания Банк России утвердил план мероприятий – «дорожную карту» – по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных граждан и пожилого населения на 2020-2021 годы.