Сопровождаемое проживание: важен каждый аспект

№ 34 от 18 сентября 2020 года


В Зеленодольском центре социальной реабилитации инвалидов «Идель» с 1 сентября состоялся первый заезд в рамках пилотного проекта по внедрению стационарозамещающей технологии «сопровождаемое проживание». Группа состоит из 20 человек. Все – получатели социальных услуг психоневрологических интернатов. В течение 3 месяцев по специально разработанной программе они будут учиться тому, что в дальнейшем сделает их более самостоятельными, – без помощи посторонних обустраивать свой быт и досуг, даст возможность освоить простые трудовые навыки и даже трудоустроиться.

Среди них – 34-летний Фарид Абдуллин из Камско-Полянского психоневрологического интерната. Еще сравнительно недавно этот мужчина в быту был беспомощным: не справлялся даже с элементарными делами: не мог сложить свои вещи в тумбочку, застелить постель, почистить зубы. О приготовлении пищи даже речи быть не могло. Благодаря стараниям сотрудников учреждения Фарида удалось научить себя обслуживать. Вместе с другими получателями социальных услуг начал работать в интернатском саду, теплицах, готовить в созданной в учреждении учебно-тренировочной комнате простые блюда, увлекся спортом, даже занимал призовые места во всероссийских соревнованиях по дартсу и армрестлингу. Его научили пользоваться компьютером и планшетом. Все это очень помогло молодому человеку социализироваться. Прогресс в его состоянии был настолько очевиден, что Фариду в судебном порядке вернули дееспособность. Он впервые в жизни принял участие в голосовании на выборах 13 сентября. Самостоятельно посещает магазин, расплачивается за покупки банковской картой.
– С 2018 года в 6 психоневрологических интернатах и 2 детских домах-интернатах для умственно отсталых детей республики реализуется пилотный проект по сопровождаемому проживанию инвалидов с ментальными нарушениями, – комментирует заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева. – Разработан план – «дорожная карта», в котором нашли отражение все направления деятельности. В их числе – мероприятия по обучению участников проекта социально-бытовым навыкам, развитию и сохранению навыков самообслуживания, создание условий для обеспечения возможности получения инвалидами основного общего, профессионального и дополнительного образования, а также организация постоянной занятости в дневное время. Специалисты интернатов работают по программе социально-бытовой адаптации: в ходе занятий они обучают участников проекта проводить гигиенические процедуры, ухаживать за одеждой и обувью. В учреждениях оборудованы тренировочные комнаты, в которых подростки и молодые люди учатся пользоваться бытовой техникой, готовить пищу, сервировать стол. В каждом из интернатов созданы условия для организации сопровождаемой дневной занятости: работают швейные и столярные мастерские, а летом участники проекта трудятся в теплицах. Так они обретают новые трудовые умения, учатся работать в команде.
Кстати, 10 человек уже трудоустроены: 8 подопечных Зеленодольского психоневрологического интерната в «Горводзеленхоз» рабочими зеленого хозяйства, двое ребят из Казанского ПНИ – в компанию ООО «Витара» официантами. Благодаря проекту впервые несколько воспитанников домов-интернатов для умственно отсталых детей поступили в профессиональные училища.
1 сентября в Зеленодольском центре «Идель» открылся корпус тренировочного сопровождаемого проживания, куда заехала первая группа молодых людей с ментальными нарушениями. «Это новый этап оказания помощи людям с такими особенностями здоровья, – говорит директор учреждения Александр Камаев. – Здесь они смогут освоить все необходимые для самостоятельной жизни навыки и умения, попробовать свои силы и раскрыть потенциал. В первом заезде приехали молодые люди из психоневрологических интернатов республики, которые имеют большой реабилитационный потенциал и хотят в дальнейшем самостоятельно проживать в отдельных адаптированных помещениях и работать. На следующий год на базе нового корпуса планируется запустить проект «Социальная передышка» для людей с ментальной инвалидностью, которые живут в семьях».
Кропотливая работа с первой группой участников проекта началась с первого дня: под руководством специалистов центра «Идель» молодые люди обучаются азам приготовления пищи и ведения бюджета, посещают кружки и психологические тренинги, сами стирают и убираются.
Разумеется, чтобы реализовать проект «сопровождаемое проживание» как в «Идели», так и в других «пилотных» учреждениях, была необходима серьезная подготовка специалистов, которые займутся этим направлением работы с людьми, имеющими ментальные нарушения.
– Учеба была организована в рамках подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов на 2019-2020 годы» государственной программы «Социальная поддержка граждан РТ на 2014-2025 годы», – рассказывает заведующая учебным отделением Ресурсного центра Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Тургенева. – В течение 10 дней 8 сотрудников центра «Идель», Верхне-Отарского и Дербышкинского детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, Зеленодольского и Камско-Полянского психоневрологических интернатов занимались с преподавателями Регионального учебно-методического центра. Кроме этого к занятиям в форме вебинаров были привлечены специалисты Санкт-Петербургского федерального научного центра реабилитации инвалидов имени Альбрехта – из-за сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки они не смогли выехать в Казань. Программа включала и очные лекции, защиту рефератов и подготовку презентаций. По окончании курсов все получили удостоверения о повышении квалификации.
«Узнали много полезного, – делится впечатлениями специалист по комплексной реабилитации центра «Идель» Алсу Галиуллина. – Нам детально разъяснили нюансы работы с людьми, имеющими ментальные нарушения. Например, как для них лучше выстроить распорядок дня, сколько должны продолжаться занятия, как обучать социально-коммуникативным навыкам. Много времени уделили таким важным вопросам, как формирование бытовых умений – в частности, азам готовки, уборки, безопасности. Причем, акцент делался именно на индивидуальный подход к каждому обслуживаемому, поскольку уровень социализации у всех разный».
Собственно, все убедились в этом, когда прибыли первые подопечные: выяснилось, что кто-то уже умеет довольно неплохо крошить овощи для салатов и пользоваться швейной машинкой, но не знает, например, времена года и не умеет пользоваться часами. А кому-то очень сложно запомнить последовательность действий во время занятий, для них специалисты центра составили специальные пиктограммы с картинками: как это делать, они тоже освоили во время 10-дневного обучения. По словам Алсу Галиуллиной, такая наглядность сразу дала результаты: по картинкам не умеющие писать и читать соцобслуживаемые с очень плохой памятью и рассеянным вниманием видели, например, каков их режим дня. Некоторые из подопечных – жильцы Зеленодольского, Ново-Чурилинского, Дербышкинского ПНИ во время прохождения курса реабилитации в центре «Идель» еще и учатся на базе Зеленодольской коррекционной школы №2, двое проживающих Зеленодольского ПНИ работают, поэтому для них составили отдельную программу занятий.
«Еще во время обучения мы узнали, как правильно делить реабилитантов на группы, какие экскурсии могут быть для них особенно полезными, – перечисляет Алсу Галиуллина. – Задачу облегчает то, что у всех участников заезда уже сформированы первичные социальные навыки, – они сами умеют чистить зубы и умываться, способны приготовить простейшие блюда. Но многое им дается с трудом. Чтобы повысить их мотивацию, мы подготовили специальный стенд: под фото каждого кармашки, куда за хорошо выполненную работу мы кладем «звездочки». В конце недели публично подсчитывает и хвалим. Это нам тоже подсказали на курсах повышения квалификации».
Для воспитателя Верхне-Отарского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей Миляуши Аскаровой очень ценной оказалась информация о том, как именно должны быть организованы учебно-тренировочные комнаты: сколько человек может проживать, какое оборудование лучше использовать, какие занятия проводить. Отделение сопровождаемого проживания в этом учреждении начало работать еще в 2018 году. Сейчас там проживают под наблюдением 4 воспитателей 16 ребят. Для них проводят групповые и индивидуальные занятия по программам социально-средовой и социально-бытовой адаптации. В том числе в трудовых мастерских, теплице, огороде. Плюс к этому кулинарные занятия, профориентационные экскурсии и прогулки, которые помогают детям адаптироваться в общество. По словам Миляуши Аскаровой, ее очень заинтересовало новое реабилитационное оборудование, которое можно сделать своими руками, – различные яркие стенды, помогающие воспитанникам побыстрее освоить форму и цвет предметов, буквы и цифры.
Специалист по соцработе Камско-Полянского ПНИ Земфира Газизова тоже после окончания обучения провела для своих коллег небольшой мастер-класс, рассказала о том, что из освоенного ею можно применить именно в их учреждении. Кое-что уже начали внедрять – например, по-другому распределили группы получателей соцуслуг, начали использовать больше наглядного материала. Из этого учреждения в «Идель» отправились трое подопечных. Одна из них – 27-летняя Гульнара Галеева живет в ПНИ совсем недавно. Она пока не очень общительная, не знает времена года, не может написать свое имя и фамилию, но очень хозяйственная и чистоплотная. По словам директора ПНИ Татьяны Красновой, отзванивается каждый день: от занятий в полном восторге, взахлеб рассказывает, куда ходили и что делали. Подопечная Зеленодольского ПНИ 33-летняя Эльвира Каримова тоже несказанно рада переменам в своей жизни. Ей очень понравилась экскурсия в парк Победы и на городское озеро. Вместе с другими участниками заезда она ходила под руководством специалистов центра «Идель» делать покупки в магазин, в первый раз сама запустила стиральную машину, сделала салат из свежей капусты. Начала осваивать искусство оригами, ждет-не дождется, когда начнутся занятия по вязанию крючком. Нашла себе друзей, с большой радостью общается с окружающими и каждый день осваивает новое.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ