Театр, где важен жест – и все остальное

№ 35 от 25 сентября 2020 года


С 16 по 20 сентября в Казани гастролировал Санкт-Петербургский театр глухих. Поездка коллектива стала возможной благодаря проекту, победившему в конкурсе Фонда президентских грантов, а также партнеров – Министерства иностранных дел РФ, Министерства культуры РТ, Дома дружбы народов, Всероссийского общества глухих и благотворительного фонда «Ярдэм».

Мало кто знает – откуда вообще пришла идея этих гастролей. Рассказывает председатель Татарского республиканского отделения Всероссийского общества глухих Венера Гаулстон: «В прошлом году в качестве гостя мне посчастливилось побывать на Международном фестивале культуры «Территория жеста», который проходил в Москве. Там участвовали лучшие театральные коллективы с неслышащими артистами из США, Польши, Франции, Словении, Швеции, Финляндии, а также из России – Москвы и Санкт-Петербурга. Мне особо запомнился спектакль с названием «Ателье» АНО «Санкт-Петербургский театр глухих», которым руководит неслышащий Владимир Бочаров. Мы с ним договорились о гастролях в Казани в 2021 году в день празднования 95-летия Всероссийского общества глухих. Так получилось, что питерские артисты решили приехать к нам пораньше – в рамках проекта Международного культурного форума «Неделя культуры и искусства глухих» с концертной программой и спектаклем «Любовь по-петербургски». В Казань прибыло 20 человек: актеры и обслуживающий персонал, все с нарушением слуха, из них 80 процентов с высшим образованием разных направлений – культуры, сурдопедагогики и других. Участники творческого коллектива имеют основную профессию, а по вечерам репетируют в театре. АНО «Санкт-Петербургский театр глухих» не получает прямую государственную поддержку, существует на средства грантов и проектов, а также за счет продажи билетов на свои представления».
Этим увлеченным сценическим искусством людям есть, что продемонстрировать. И это они наглядно показали в своей концертной программе 18 сентября на площадке ТРО ВОГ. Будь то песни «День Победы», «Лети, любовь», хореографические номера «Русский танец», «Стиляги» или пантомима «Воспоминания», «Фотограф» – все ложилось на душу, все вызывало восторг. «У них очень выразительные эмоции и правильные приятные жесты, которые понятны всем нашим глухим, – делится впечатлениями Венера Гаулстон. – Публика на эту концертную программу пришла из числа «чистых» глухих, им ближе клоунада и танцы. Я была очень довольна концертом артистов с берегов Невы. И все наши зрители еще долго не хотели с ними разлучаться».
Расставаться пришлось, но ненадолго. Буквально на следующий день в Доме дружбы народов питерцы показали спектакль «Любовь по-петербургски» по произведению французского драматурга Робера Тома «8 женщин». И хотя действие пьесы происходит в середине двадцатого века во Франции, кто ж берет во внимание дату и месторасположение этой закрученной детективной истории? Она могла произойти в любой стране, в любое время – даже неделю назад в Питере (не оттого ли такое «современное» название спектакля?). В произведении – общечеловеческие проблемы, психология и нравы людей, которые практически не эволюционируют в сторону благодати. Жадность, зависть, предательство, к сожалению, проявляются и выползают на свет во все века, во все года. Вот и в пьесе праздник Рождества омрачен убийством хозяина дома. И ярлык палача может быть навешан на каждую из присутствующих в этих стенах – жену, дочь, падчерицу, тещу, свояченицу, служанку, горничную и родную сестру жертвы. В процессе развития действия становится понятно, что каждая из них имеет счеты к единственному мужчине в доме.
Эта постановка – не прямолинейное нравоучительное действо, но заставляет зрителя задуматься. «Обратила внимание, что на спектакль пришли люди старшего и среднего возраста, 30-40-летних было немного, – комментирует председатель ТРО ВОГ. – Это объясняется тем, что в этом возрасте люди уже имеют представление об искусстве, они более грамотные. А нынешняя молодежь, увы... Во время показа спектакля я не могла шевелиться, так внимательно смотрела. Каждый актер играл великолепно, профессионально, каждый показал свой характер. В Татарстане и в Казани много театров и культурных центров, но, к сожалению, мы не можем ходить на представления для слышащих людей в силу наших физических особенностей. А когда в спектакле играют свои – глухие, мы просто счастливы! Словно попадаем в страну глухих. Такая возможность предоставляется нам очень редко: смотрим спектакли на РЖЯ только раз в 3-5 лет. Это очень обидно! Поэтому в большинстве своем у нас такая низкая культура среди неслышащих людей. Спросила у некоторых глухих впечатления о спектакле. Кто сидел поближе, им были видны жесты и мимика актеров, а вот кто подальше – не все было понятно. Жаль, что не предусмотрела повесить экран с проектором. Это урок на будущее. Один глухой парень 32 лет, который смотрел этот спектакль, плакал. Такой получился эмоциональный день».
Похоже, питерским артистам тоже оказалась по душе эта поездка в «третью» столицу. Худрук театра Владимир Бочаров признался: «Уверен, что у неслышащих должна развиваться своя культура. Обычный драматический спектакль, балет, опера – слышащие люди имеют возможность знакомиться с любой постановкой в любом театре. Но если туда пойдет глухой, ему будет мало что понятно. Как и нашим неслышащим ребятишкам: они не всегда воспринимают спектакли даже с сурдопереводом. Но это как раз подтверждает, что театральное искусство на русском жестовом языке необходимо внедрять в массы. А то, что к нему есть интерес, – мы в очередной раз убедились, побывав в Казани».
Владимир ГАРАНИН