«Ранняя пташка» поселилась в «Апреле»

№ 1 от 15 января 2021 года


В Казанском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» программу «Раннее вмешательство» реализуют почти два десятилетия. Не потеряла ли она актуальности, значимости, практической ценности? Что нового в ней появилось?

В республике два процента детей появляются на свет с патологиями, приводящими к инвалидности. Но даже среди обычных детей – каждый седьмой ребенок с «легкими» отклонениями, например, с задержкой речевого развития. И, говоря научным языком, они тоже нуждаются в комплексной социально-медицинской реабилитации и требуют формирования мероприятий по профилактике инвалидизирующих состояний. 
Специалисты по ранней ком­муникации, эрго­терапевты, логопеды, пси­хологи, инструкторы ЛФК центра «Апрель» подчеркивают: наибольший реа­билитационный эффект у детей наблюдается, если с ними начинают заниматься как можно раньше (вот почему программа называется «Раннее вмешательство») и если одновременно с этим родители и окружение участвуют в приобретении ребенком необходимых в жизни навыков.
Семьям и «особенным» детям в центре помогают по программам «Развивающий уход», «Дайте ребенку шанс», «Денверская модель раннего вмешательства». А два года назад в «Апреле» появилась программа «Ранняя пташка». «Эту программу разработали в Великобритании, и вместе с сотрудницей центра Нурсией Ахметовой мы изучали ее основы в Москве, на тренинге фонда «Обнаженные сердца», – рассказывает логопед и эрготерапевт Миляуша Урманова. – Вникали в нюансы работы с родителями, у которых в семье – ребенок до четырех лет с нарушением аутистического спектра».
«Ранняя пташка» для каждого маленького реабилитанта и его родителей длится три месяца и включает в себя восемь обучающих сессий в центре и четыре домашних визита. Родители получают знания, которые потом используют в повседневной жизни в общении с ребенком. Во время реализации программы – в начале и через три месяца снимается видео, чтобы продемонстрировать успешность такого взаимодействия.
«На первой встрече рассказываем, что такое аутизм, что происходит с ребенком? Почему он ведет себя так, а не иначе? Как сделать так, чтобы ребенок «услышал» своих маму или папу, чтобы им было легко общаться друг с другом? – Обозначает этапы работы Миляуша Урманова. – Постепенно родители начинают использовать новые навыки, общаться с ребенком по-другому. Иначе выстраивают отношение к обыденным вещам – еде, сну, гигиеническим процедурам. Мы, специалисты, не взаимодействуем с ребенком, никак с ним не занимаемся – это происходит через родителей, но при нашем участии. В этом тоже есть необычность программы. Через три месяца мы видим: родители налаживают мостик взаимопонимания, ребенок чаще обращается к ним, проявляет инициативу, становится меньше поведенческих проблем. В каждом потоке – а их уже было три – участвует 5-6 семей. Динамика только положительная!»
Об этом говорят и сами родители. В одной семье мальчик находился сам в себе – играл в машинки, возводил из кубиков стены в одиночку. Даже кушать просил, обращаясь не к кому-то, а будто в пустоту… После некоторых «умелочек», заимствованных из «Ранней пташки», стал звать папу присоединиться к «строительству», речь стала функциональной.
Эльвира М. рассказала: «Моя дочка Дина тяжело отходила ко сну – каждый раз ворочалась в кроватке по два-три часа. После занятий в «Ранней пташке» мы применили одну хитрость-технологию: перед сном ставили дочке любимый мультик, а рядом часы с таймером. Через полчаса раздавался звонок, это означало – Дине об этом сказали заранее – пора в спальню. До того привыкла к этому ритуалу, что как только таймер срабатывает, сама выключает телевизор, ложится в кроватку и мгновенно засыпает!»
У Марии Ш. – другая проблема. Ее четырехлетний Мишутка никак не хотел дружить с туалетом. Такой большой, а все в памперсах ходит! Мама применила простейшую технологию, о которой рассказали в «Ранней пташке»: объяснила сыну, что за каждое посещение «фарфорового заведения» будет давать по одному жетону, а когда накопится шесть штук, подарит то, что захочет. Сначала он выбрал машинку, но к концу «эксперимента» раздумал: попросил поиграть на смартфоне. Что удивительно: после такого «соглашения» мальчик в принципе отказался надевать памперсы, спокойно ходил в туалет и даже «взятку» за это не просил.
Директор «Апреля» Наталья Трифонова считает, что «Ранняя пташка» тем и замечательна, что последовательная, структурированная подача информации, содержащая многие имеющиеся наработки, продуманное внедрение их в обиходную жизнь дает такой поразительный эффект. И родителям становится проще, и детям полегче общаться. Еще одно из достоинств этой программы – родители объединяются, перенимая опыт воспитания «особенного» ребенка друг у друга. И они уже не один на один с проблемами. У кого-то что-то получилось – делится: вот как мой ребенок стал себя проявлять. Другие – да? А ну-ка и мы попробуем! Родители группируются семьями и для каких-то совместных походов – в кино или в парк.
…Трое детей из шести последней обучающей группы, которых научили бытовым премудростям благодаря «Ранней пташке», пошли в обычный детский сад. У них легче прошел период социализации, поскольку родители знали, к чему и как их готовить. И это уже победа!
Владимир ГАРАНИН