Не причиняй помощи ближнему
№ 13 от 19 апреля 2024 года
Алия Нуруллина – девушка активная, нередко ездит по городу, любит путешествовать. У нее тотальная слепота, и конечно, время от времени она сталкивалась с тем, что к ней подходили люди и предлагали свою помощь. А нуждается ли она в ней? А способны ли эти люди вести себя корректно и тактично с инвалидом по зрению? Не переоценивают ли они свои возможности? Вот как об этом обстоятельно и со знанием дела рассуждает Алия Нуруллина.
– Сейчас я нормально отношусь к помощи со стороны. Но прошлый опыт позволяет мне понять тех, кому трудно ее принять. Что такое помощь? Почему в заголовке фраза звучит как «причинять помощь», ведь ее обычно оказывают? Да, ее обычно действительно оказывают. Но, к сожалению, незрячим часто приходится сталкиваться именно с причинением помощи, причем со страшной силой. Кому оказывается помощь? Тому, кто в ней нуждается. Кто ее просит или соглашается на предложенную помощь. Поэтому идеальная ситуация, если незрячий сам обратился к вам за помощью, и вы ее оказали. Либо же вам показалось, что он испытывает в чем-то трудности, вы подошли и предложили помощь, на которую незрячий согласился. Но часто бывает не так.
Итак, как не надо помогать незрячим, да и любым другим людям? Если вы видите незрячего, стоящего или перемещающегося, не нужно думать, что он априори нуждается в вашем содействии. Поэтому не следует подбегать к нему, молча хватать его за что придется и тащить, куда вы считаете целесообразным. Если вы-таки сделаете это, не удивляйтесь его праведному возмущению. Быть может, он вообще не хотел никуда идти.
Еще раз: незрячий – такой же человек, как и все, уважайте его личное пространство. Поэтому, пожалуйста, не нужно его бесцеремонно хватать за руки, за другие части тела, за личные вещи. Безусловно, можно дотронуться слегка, чтобы обратить его внимание, но ключевое слово здесь – слегка.
Если вы куда-то сопровождаете незрячего, старайтесь брать его за свободную от трости руку. Если нет другого выхода, берите за руку с тростью чуть выше локтя. И, пожалуйста, никогда, ни при каких обстоятельствах не берите слепого за трость! Во-первых, это его личная вещь. Во-вторых, трость у слепого не просто как аксессуар. Он ею ориентируется. И беря его за руку с тростью в районе запястья или, еще хуже, пытаясь схватиться за трость и поднять ее, как флаг, вы блокируете для слепого возможность комфортно передвигаться.
Если вы видите незрячего, который, по вашему мнению, идет в неверном направлении, но вы при этом находитесь на расстоянии, не нужно вопить на всю улицу «направо!», «ой, то есть – налево»! Да, да, вы с вероятностью в 90 процентов перепутаете правую и левую стороны, тем самым только запутаете незрячего. Хотите помочь? Отлично! Подойдите к человеку и предложите помощь.
Когда незрячий идет по улице, он так или иначе доверяет окружающим: тем, у кого спрашивает, как пройти куда-либо, тем, кто его корректирует. Поэтому, если вы не уверены точно, где находится тот или иной объект, просто скажите, что вы не знаете. Не нужно направлять слепого непонятно куда или даже провожать его туда, а затем, выяснив, что это не то, что нужно, говорить: «Ой, извините, я спешу». Мы все можем чего-то не знать. Это нормально. Также не нужно по любому поводу кричать: «осторожно!» Незрячий вынужден доверять словам окружающих. И если кто-то орет в истерике «осторожно!», я думаю, что впереди какая-то страшная опасность. А на деле оказывается, что это всего лишь ступеньки, поребрик или припаркованная машина. Постепенно начинаешь игнорировать эти крики. Но когда-нибудь кто-то предупредит о действительно реальной опасности, велика вероятность, что не единожды разочаровавшийся в подобных комментариях слепой не обратит на него внимание. Если видите, по вашему мнению, опасное для незрячего препятствие, спокойно, без лишних эмоций, расскажите ему о характере этого препятствия. Не просто «осторожно!» или «стойте!», а «ступеньки», «поребрик», «машина», «столб». А незрячий уже сам разберется, что с этим всем делать.
Старайтесь четко отвечать на вопросы незрячего. Если он спрашивает, какой автобус, не нужно отвечать вопросом на вопрос и говорить: «А вам куда?» Поверьте, он знает, куда ему ехать. Ему просто нужно узнать номер.
Если возникла необходимость показать незрячему стул, ради Бога, не усаживайте его, как маленького ребенка. Это далеко не всем приятно. Если вы подведете слепого к стулу, укажете, где он находится по отношению к самому незрячему, вы удивитесь, но он сам в состоянии на него сесть. И даже не промахнется! Также не нужно пытаться помочь незрячему есть, одеваться или обуваться. Здесь вообще без комментариев.
Если вы видите незрячего, идущего по краю тротуара, не нужно пытаться оттащить его на середину. Этим вы ему не помогаете, а только мешаете. Дело в том, что незрячим сложно сохранять прямую траекторию. И поребрик, он же бордюр, он же бровка, служит ориентиром и своего рода выравнивателем, благодаря которому незрячий не сбивается с пути.
Если вы видите незрячего, направляющегося к двери, не следует во что бы то ни стало открыть для него эту самую дверь. Для слепых дверь – это ориентир. Если уж открыли, хотя бы скажите об этом, не стойте, молча глядя на то, как незрячий мучительно пытается найти заботливо отворенную вами дверь. И, пожалуйста, никогда не выхватывайте из рук незрячего дверь, которую он уже открывает. Это не просто неудобно, это может быть опасно, особенно если у слепого есть проблемы с вестибулярным аппаратом.
Таким образом, главное правило при оказании помощи незрячим – это подойти и спросить – нужна ли эта самая помощь, а также как ее оказать. Потому что, я подчеркиваю, все люди разные. И вполне возможно, то, что я здесь описала, для кого-то неактуально и ему удобно как-то иначе. Поэтому учитесь коммуницировать. Не становитесь машиной по причинению помощи. Но при этом я ни в коем случае не хочу сказать, что те, кто помогает не так, как следует, – какие-то плохие или неправильные. Нет, просто в массе своей люди не знают, как себя вести. И порыв помочь, который в вас возникает, – это классно, это значит, что вам не все равно, что происходит с теми, кто вокруг. Просто, чтобы всем было комфортно, нам нужно учиться общаться друг с другом.
Единственный момент. Когда, на мой взгляд, можно хватать, орать и делать, что придет в голову и что позволяет ситуация, – это действительно серьезная опасность. Для незрячего, у которого в руках трость, столбы или машины, поребрики и ступеньки не являются серьезной опасностью. Но если вы видите слепого, целенаправленно идущего к открытому люку, к оврагу, к разливу кипятка – делайте, что можете. Возможно, он потом не очень будет рад и благодарен, но это уже его проблемы.
Если незрячий отказался от помощи, это не значит, что вы как-то не так ее предложили. Это просто значит, что, возможно, он в таком настроении, что ему совершенно не хочется с кем-то контактировать. Возможно, он учит новый маршрут, и ваша помощь станет лишь медвежьей услугой. И если слепой отказался, пожалуйста, не надо продолжать навязывать ему помощь и говорить: «Нет, ну пойдемте, я вам помогу». Примите тот факт, что человек не хочет. Да, возможно, он потом сам поймет, что лучше было бы согласиться, но он должен дойти до этого сам.
Очень многих незрячих с детства ограничивают. Им вдалбливают, что они никогда ничего сами не смогут. И для многих совершить прогулку до ближайшего магазина – это подвиг. Вы не знаете, может быть, перед вами человек, который только делает первые самостоятельные шаги. Может, он отвоевал это путешествие из дома до ближайшего ларька ценой не одного скандала и попыток доказать родным, что он сможет это сделать. Не лишайте этого незрячего радости. Радости почувствовать себя полноценным человеком. Радости от того, когда ты понимаешь, что действительно можешь. Это сродни чувствам спортсменов, пробежавших первую дистанцию. Если вы будете настаивать, он из вежливости согласится на вашу помощь, но, поверьте, лучше ему будет, если вы оставите его в покое.