В авторской песне главное – душевность

№ 21 от 21 июня 2024 года 


На философско-лирический лад настроил всех слушателей Георгий Цыпцын, представив песню Леонида Сергеева «Трамвайчик». Сания Ибрагимова погрузила зрителей в красоту национального песенного искусства, исполнив бессмертный «Ай, былбылым». Воистину музыка – универсальный язык общения и взаимного эмоционального обогащения! А Сергей Крайнов заставил всех улыбнуться, разыграв с Санией Ибрагимовой песенную мини-сценку Бориса Вайнера «Школьная серенада». 
Все эти казанские исполнители выходили на сцену XI Межрегионального конкурса бардовской (авторской) песни «Струна, и кисть, и вечное перо» среди людей с инвалидностью имени Александра Лобановского, который проходил в начале июня в Республике Коми. Они участвовали в самой многочисленной номинации «Исполнитель песни», на которую заявились 25 человек. Сергей Крайнов занял 3 место, а Георгий Цыпцын удостоился специального приза от Ирины Кирилловой, супруги Леонида Сергеева, профессора Московской государственной консерватории имени Чайковского: она подарила казанскому барду книги знаменитого барда, выпущенные к его 70-летию.
Вообще в конкурсных прослушиваниях принял участие 41 бард из 21 региона России. Сам конкурс прошел в Центре культурных инициатив «Югор» Сыктывкара. И впервые за существование конкурса все участники переместились в Ухту, где в городском парке города организовали баттл-площадку живой бардовской музыки, а затем победители участвовали в гала-концерте во дворце культуры.
Главный организатор и идейный вдохновитель конкурса, председатель Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Маргарита Колпащикова констатировала: «Несмотря на то, что мероприятие ориентировано на любительский уровень подготовки музыкантов, критерии оценки были достаточно высоки. Учитывалось вокальное мастерство исполнителей, уровень владения музыкальным инструментом, художественная трактовка произведения и умение держаться на сцене. Считаю, что конкурс удался. Мы благополучно справились с задачей, вновь объединив талантливых людей с инвалидностью, дав им возможность проявить себя».
Конечно, конкурс – это живой организм, в котором бушуют эмоции, рождаются иные мнения – отличные от тех, которые изначально общеприняты оргкомитетом и жюри конкурса. Скажем, с самого зарождения песенного форума было решено, что участники могут сопровождать свое пение не только гитарой, но и фортепьяно, баяном или иным инструментом. В одном из конкурсов участница из Воркуты аккомпанировала себе… на арфе! Разрешалось использовать и минусовые фонограммы. Физическое состояние у всех разное. Есть участники, у которых ДЦП, им трудно играть на инструменте. Есть такие, которые перенесли инсульт. Инструмент они просто отложили в сторону. Но душа-то поет!
Но тот же Георгий Цыпцын не устает повторять, что гитара – это основополагающий инструмент в бардовской песни. И отход от канона размывает это песенное направление. Маргарита Колпащикова тоже считает: та доверительная интонация при исполнении песни, тот уют, которую дает струнный инструмент – гитара, гораздо предпочтительнее других.
Решено: со следующего года «минусовок» не будет совсем. Про баяны, гармошки, фортепьяно тоже придется позабыть. Все будут петь под гитару. Кто не может играть, привлечет волонтеров-гитаристов из числа тех же постоянных участников нашего конкурса. Среди аккомпаниаторов тоже можно провести конкурс с инклюзивной подоплекой на лучшее владение гитарой. Тем, кто сами себе подыгрывают на гитаре, для мотивации, чтоб не было обидно (другим кто-то аккомпанирует, а мы…) тоже будет предложена номинация «лучшее владение инструментом».
В кулуарах конкурса у некоторых участников зародились претензии, связанные со своим физическим состоянием: у кого-то нарушено мозговое кровообращение и требуется отдых: «пересиживать», дожидаясь своего выхода на сцену, тяжело. У кого-то сахарный диабет – и долгое томление в зале утомительно. И они чуть ли не требуют первоочередного выхода с конкурсным материалом. Но разве легче колясочникам, которым время от времени нужно спину разгружать? На то на конкурсе и задумана жеребьевка, чтобы было все по-честному: кто какой номер вытащил – тот и становится в очередь на выход к жюри и зрителям. Конечно, конкурсная программа продолжительная, в этом году она длилась более восьми часов. Но кто требует сидеть в зале все это время? Можно только к моменту своего выступления подойти. Отдохнувшим и свежим. Хотя поддержка зала, зрители тоже нужны. Это уже вопрос чисто человеческий и связан с физической выносливостью.
Возникла и одна творческая «загогулина». Кто не вошел в число победителей, особенно напирал, доказывая свою правоту. Дескать, среди участников есть чуть ли не профессионалы в музыке (действительно, музыкальные школы не у одного за плечами), которые из года в год становятся победителями. Как быть тем, кто не особо силен в игре на гитаре, в нотных изысках, в стихосложении? Аутсайдерами все время быть не хочется. Резонное желание быть в числе фаворитов. У нас в этом году был 41 участник и 10 лауреатских мест в разных номинациях, 1 гран-при. Простая арифметика: если кто-то призовые места забирает, 30 человек остаются «обиженными». В свое время я предлагал организаторам и жюри каждому участнику воздавать честь за его индивидуальность: присваивать диплом победителя в личной номинации, например, «проникновенность исполнения», «виртуозное владение гитарой» и так далее. Мне ответили: «Да ты что? Тогда пропадет момент соревновательности. И конкурсанты не так будут сосредоточены на том, чтоб повышать свой сочинительский и исполнительский уровень». И то правда! Так что на будущий год «конкурсность» сохранится и никаких разбивок на поджанры авторской песни, как некоторые просят – блюз, романс, фолк и так далее – не будет. Главным критерием оценки останется то, чем «берет» авторская песня: душевность исполнения, поэтичность текста и музыкальная выразительность.
Владимир ГАРАНИН, 
председатель жюри конкурса