Как обустроить жизнь в иных реалиях?

№ 30 от 6 сентября 2024 года 


Люди не вечны. И вообще в жизни не застрахованы от неуязвимости. Всякое бывает. Инвалидность может прийти вместе с болезнью, травмой, а то и просто с возрастом. И в детстве случаются драматические события, о которых и вспоминать больно, – настолько они перепахивают все в четком распорядке чередой идущих дней.
Вот у меня в шесть лет после купания в холодной августовской воде перестали ходить ноги. Застудил спину. А мама ведь уже и костюмчик прикупила, чтоб я в красивенькой обновке в школу пошел. Но школьная пора для меня наступила лишь через два года – после поочередного лежания в разных больницах, где меня пытались поставить на ноги. Не смогли. И учился я на дому…
Не скажу, что с приобретением мной иного физического статуса родители растерялись. Напротив, разузнали, как ВТЭК пройти, чтоб пенсию по инвалидности назначили. Иных льгот в то время – а это были 1975-77 годы – «розовая» справка и не давала. Тогда не было никаких реабилитационных центров – лишь медицинские клиники с похожей направленностью, где делали на ноги массаж и парафиновые аппликации. Из технических средств реабилитации мне выдали ортопедические ботинки, и чуть позже папа через райсобес добился выделения трехколесной рычажной прогулочной коляски. До этого я гонял на детской коляске с демонтированным верхом, двигаясь вперед при помощи палок. 
Сейчас, с высоты прожитого, понимаю, насколько минимальные возможности в те годы были у человека «на группе» в смысле технического оснащения и всего прочего по сравнению с сегодняшним днем.
За все это время – за 50 лет – появилось множество государственных структур и общественных организаций инвалидов, занимающихся вопросами людей с ограниченными возможностями здоровья. В процесс преобразования жизненного пространства в инклюзивную среду вовлечены бюджетные структуры, НКО, бизнес-сообщества, просто инициативные люди.
К услугам людей с инвалидностью – бюро медико-социальной экспертизы, отделы социальной защиты, реабилитационные центры, отделения Социального фонда России, специализированные санаторно-курортные подразделения. Учреждения, занимающиеся социокультурной и спортивной реабилитации «особых» людей. Существуют даже организации с узконаправленной спецификой, как, скажем, казанское агентство инклюзивного туризма «Особый Тур».
Как ни странно, при всем этом разнообразии форм предоставления мер социальной поддержки и возможностей реабилитационного вовлечения в жизнь немало людей с инвалидностью просто теряются. То же случается и у ближайшего окружения таких людей – родителей, супругов. Возникает некий ступор – что делать, куда податься?
В этот период здорово могли бы помочь социальные участковые (служба с такими специалистами сейчас развивается в Перми), или некие менеджеры социального обслуживания, которые бы все рассказали, подсказали, а то бы и просто за руку взяли и повели в нужном направлении. Но, чтобы выйти на таких людей, тоже необходимо произвести какие-то инициативные действия.
Что же предпринять в первые дни, недели, месяцы, когда стало понятно, что отыграть прежнее здоровье, – увы! – нет никакой возможности? Психологи наверняка сказали бы – не отчаиваться, взять себя в руки. И то правда! Нужно трезво оглянуться вокруг себя. 
Как правило, в инвалидности «виновата» какая-то болезнь или травма. Стало быть, первое, с чем сталкивается такой человек – это медицинское учреждение, стационар. В нем купируют первопричину необратимых последствий для организма, проводят необходимые реабилитационные процедуры – медикаментозное лечение, физиотерапию, если нужно, лечебный массаж и физкультуру. Лечащий врач может оказать и какую-то консультативную помощь, рассказать, как оформить инвалидность. На более подробную информацию рассчитывать не приходится. И несмотря на то, что, например, инвалид 1 группы сейчас имеет большой перечень того, на что он может претендовать, в первое время сведения об этом приходится добывать по крупицам. Можно в интернете кое-что выудить, но все равно в жизни возникнет столько нюансов!
Итак, позади больница. Впереди – дополнительные обследования и вердикт специалистов МСЭК. Если инвалидность наступает до 18 лет, некоторые моменты упрощаются. Трудоспособным взрослым людям сложнее: определенное время – до 4 месяцев – нужно быть на больничном, чтоб стало ясно – последствия болезни или травму нужно переквалифицировать в инвалидность.
Дальше весьма непростая процедура сбора медицинских документов – либо в стационаре, либо в поликлинике по месту жительства – чтобы предоставить в МСЭК. Подробно расписывать процедуру присвоения группы не имеет смысла – все очень индивидуально, зависит от характера болезни или травмы, их тяжести, возраста человека и так далее. С 1 июля этого года освидетельствование во МСЭКе могут осуществлять очно, заочно или на дому. Для этого нужно написать соответствующее заявление.
От того, какую группу инвалидности установят человеку, будет зависеть его материальное обеспечение: размер пенсии, ежемесячная денежная выплата, компенсация за уход. Скажем, социальная пенсия инвалида 1 группы на сегодня составляет почти 18,5 тысячи рублей в месяц.
Важный момент: разработка МСЭКом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), в которую вписываются технические средства реабилитации и реабилитационные мероприятия, способные поддержать на должном уровне физическое состояние человека, компенсировать возможность передвигаться, коммуницировать, ориентироваться в пространстве и, в конечном итоге, чувствовать себя комфортно, максимально социализироваться. Будь то протез или инвалидное кресло, слуховой аппарат, тифлофлешплеер или другие специальные средства для самообслуживания, ухода, ориентирования, общения и обмена информацией, обучения, образования и занятий трудовой деятельностью, специальное тренажерное оборудование, протезные изделия – все это преобразует жизнь человека таким образом, чтобы он максимально адаптировался в жизни. Разработке ИПРА надо уделить особое внимание – все, что в ней рекомендовано, обеспечивается потом за государственный счет. Зачастую человеку со скромным достатком такие затраты самому попросту не потянуть. К примеру, стоимость протеза ноги с микропроцессорным управлением – более трех миллионов рублей, его выдают на два года. 
Надо заметить, что техсредствами реабилитации Социальный фонд России обеспечивает в натуральном виде – нужно лишь через его отделения, сайт Госуслуг или МФЦ подать заявления. Есть вариант приобрести понравившееся ТСР, рекомендованное в ИПРА, – за свой счет, стоимость которого в Соцфонде России компенсируют в пределах суммы последней госзакупки этого ТСР. Можно также загодя заплатить за ТСР средствами электронного сертификата, который оформляется через Соцфонд России, но денег туда бросят тоже только в пределах суммы последней госзакупки этого ТСР.
ИПРА – ценный документ и во многих других отношениях. Кроме ТСР, он включает в себя не менее важные разделы медицинской, социальной или профессиональной реабилитации или абилитации. И рекомендации в них – это путевки в жизнь. Причем, путевки могут быть и буквальными – для санаторно-курортного лечения. Может быть рекомендовано обучение тому, как пользоваться техническими средствами, социальным навыкам и так далее, которое проводится в реабилитационных центрах. А стало быть, есть возможность побывать в таких госучреждениях, в нашей республике они подведомственны Митрудсоцзащиты РТ. Некоторые люди с инвалидностями рассматривают это как альтернативу или дополнение к санаторно-курортному лечению.
Людям, которым рекомендована профессиональная реабилитация, в ИПРА с учетом состояния здоровья могут прописать обучение той или иной профессии, создание особых условий на рабочем месте, использование специального оборудования.
В ИПРА есть некоторые «мелочи», на которые многие не обращают внимания, но в конечном итоге они влияют на получение некоторых компенсаций. Скажем, если в документе есть заключение о наличии медпоказаний для приобретения инвалидами транспортного средства за счет собственных средств, то инвалид – владелец автомобиля может через Социальный фонд России претендовать на 50-процентную компенсацию стоимости ОСАГО. А, казалось бы, кому какое дело – я ж сам покупаю авто? Однако утвердительная запись в ИПРА дает право на такого рода преференцию. У меня есть знакомый колясочник, который за свой «Туарег» с 250-сильным двигателем от Соцфонда России получает половинку страховой премии – 21 тысячу рублей в год. Как говорится, такие деньги на дороге на валяются.
Еще один нюанс – с получением лекарств, медизделий и продуктов лечебного питания, санкурпутевок, проездом к месту лечения и обратно, проездом на электричках в «своем» регионе. Все это можно получить в натуральном виде, если человек с инвалидностью не отказался от набора социальных услуг, стоимость его на сегодня 1574, 5 рубля. Но он имеет право до 1 октября каждого года отказаться от всех или отдельных видов услуг, входящих в «социальную корзину», тогда определенная сумма приплюсуется к ежемесячной денежной выплате, которую выдают вместе с пенсией. Деньги, конечно, невелики, а вот шанс побывать в санатории примерно раз в 4 года все-таки есть. 18-дневное профилактическое лечение, конечно, стоит вовсе не копейки. Так что прежде чем отказаться от соцпакета, стоит крепко подумать.
Чтобы быть в курсе, какие социокультурные или спортивные встречи и соревнования, экскурсионные или познавательные поездки проводятся для людей с инвалидностью, нужно вплотную пообщаться с соответствующими отделами муниципалитетов или с общественными организациями инвалидов. Поверьте, подобных мероприятий – причем для людей с инвалидностью совершенно бесплатно, за счет местных бюджетов, спонсоров или грантов – проводится великое множество. Желание и возможность поучаствовать в них – вот все, что для этого нужно.
Так что с возникновением инвалидности жизнь, конечно, меняется, переходит в иное русло. Но его стремительное течение может вынести к новым горизонтам, за которыми жизнь не останавливается, а наполняется иными – позитивными – смыслами. Нужно только не падать духом и смотреть на все с оптимизмом.
Владимир ГАРАНИН