Путешествие к берегам легендарного Байкала

№ 37 от 25 октября 2024 года 


«Славное море – священный Байкал», «Байкал – глубочайшее озеро нашей планеты», «Байкал – жемчужина Сибири». С детства знакомые слова песни, со школьной скамьи – обороты из курса географии. Вытянутый полумесяцем на карте России водоем всегда притягивал взгляд. Хотелось ли воочию увидеть прозрачные воды овеянного легендами и уникальными фактами озера по кличке «море»? Спрашиваете! Мечтал всю жизнь!
Поэтому, когда моя жена Ирина попросила в качестве подарка в честь 35-летия нашей свадьбы – коралловой – поездку на Байкал, несказанно обрадовался. Мечты сбываются! И повод весомый – еще одно свадебное путешествие. Кораллов в этом сибирском море нет, но скал, бухт, изумрудной воды – хоть отбавляй.
Конечно, примерил эту поездку на себя: передвигаюсь на инвалидной коляске, насколько это путешествие окажется удобным с учетом этого факта? Сразу мысль – на чем добираться? От Казани до Иркутска более трех с половиной тысяч километров – по прямой. На поезде – около трех суток? Увольте! Самолетом? Да, есть прямые рейсы по определенным дням. Цены на авиабилеты кусачие, но доставка за четыре с половиной часа перевешивает все «но».
Длина озера «Байкал» 636 километров, на его берегах – множество курортных поселков: Слюдянка, Байкальск, Листвянка. В каком остановиться? Главным образом, посчитал я, в том, где мало-мальски комфортно передвигаться коляске. На Всероссийском культурно-спортивном фестивале «Дружба народов», где я был накануне, пообщался по этому поводу с председателем Иркутской областной организации ВОИ Константином Шумковым. Он мне советовал Листвянку. Копнул в инете подробности о поселке. Нашел два отеля прямо на берегу озера с доступной средой: «Легенда Байкала» и «Маяк». Первый у истока Ангары раза в полтора-два дороже. Остановился на «Маяке», он в 30 метрах от берега, первая линия, двухместный номер с завтраком «шведский стол». За все это шесть с копейками тысяч в сутки – весьма приемлемая цена. Авиабилеты Казань-Иркутск купил в одном казанском агентстве, расположенном в здании с недоступным крыльцом. Не буду описывать, как забирался-выбирался в офис продаж. Это – дело техники и сильных рук помощников. По инету проездные документы купить не получилось бы – представитель авиакомпании, который оформлял билеты, делал в московское представительство запрос по поводу коляски – как оформлять багаж, нет ли аккумуляторов, сколько весит техстредство? Целое дело! До сих пор у разных авиакомпаний свои правила провоза багажа и ручной клади.
В Казанском аэропорту все, как по маслу: специальная служба на амбулифте посадила меня в салон «Боинга», коляску отправили в багаж. В полночь самолет взвился в воздух. Разница по времени между Казанью и Иркутском пять часов. Так что приземлились мы в этом сибирском городе почти в 10.00. Ясная погода, плюс 24. Отлично!
На амбулифте же довезли меня до местного здания аэровокзала. По пандусу съехал на привокзальную площадь. Рядом есть маршрутное такси до Листвянки (от Иркутска до поселка почти 65 километров). Микроавтобусы всегда забиты под завязку. Решили – с коляской и двумя сумками все-таки проще поехать до самого порога отеля на обычном такси. В поездке копим первые впечатления: тайга, сосны, лиственницы, справа проблесками Ангара. Широкая, как Волга! Вот уже подрулили к семиэтажному отелю. Самый высокий в округе, действительно – «Маяк», издалека виден.
Пандус полукругом. Не по СНиПу, конечно, но ловкому пользователю «активки» покоряется в два счета. Оформились на ресепшене. На лифте поднялись в номер: осмотрелись – узок проезд к кровати.
Предложили за ту же сумму номер попросторнее на седьмом этаже. Проезд к койке отличный, в ванной, конечно, никаких поручней. Но протиснуться на коляске можно. В номере – телевизор, минибар с виски, коньяком, бренди… Комфортно, одним словом. На втором этаже ресторан, беспорожковый.
В общем, из доступного в «Маяке» «неправильный» полукругом пандус, два лифта, в которые коляска проезжает – и запас ширины есть, на электрической тоже можно заехать. Пожалуй, все. Но это немало: в первые дни, покатавшись окрест, убедился – все остальные объекты сплошь в порогах. Даже магазины. Только одна-две кафешки с уличным «филиалом» доступны, можно подъехать прямо к столику.
Направились за пределы «Маяка» посмотреть – что и как? Перво-наперво сфотографировались на фоне гигантского озера – отослали по мессенджеру снимки родственникам: прибыли, на месте!
Вдруг смотрим – «чертово колесо». Ба, да здесь рядом парк с аттракционами! Зацепил взор музей интерактивный «Око Байкала» в виде дома вверх дном: крыша у земли, фундамент – наверху. Прикольный такой! Может, доступный? Что вы! Даже на своих двух людям не так просто там карабкаться по лестницам с наклоном.
Набережная асфальтированная, гулять на коляске можно без проблем. Но вот дорога и тротуары в сторону Ангары как раз ремонтировалась – там ездить было стремно. Но я как-то в один из дней решился. И смог. Прямо к воде Байкала на коляске спуститься никак: ступеньки. Только при поддержке помощников.
Наведались в экскурсионное бюро. Там сказали: на коляске нигде стопроцентно доступно не будет. Самые популярные направления – остров Ольхон, Аршан в Бурятии, Бухта Песчаная. И там, образно говоря, то яма, то канава. Но не сидеть же сиднем у моря! Тем более всю неделю погода – просто чудо. Купили-таки экскурсию на Ольхон. Это – самое популярное направление. Подумал, хотя бы из окна микроавтобуса по сторонам посмотрю, все-таки 260 километров пути в одном направлении – и то хорошо, небывалые пейзажи – новые впечатления. Однако все прошло гораздо проще и полнее.
Водитель «Тойоты» посадил меня рядом – с коляски подниматься удобнее. Микроавтобус, конечно, без подъемника. Про эти «излишества» экскурсионные бюро, я так думаю, и не помышляют.
Мчались с ветерком, вот и паромная переправа. Изумрудно-лазоревые переливы Малого моря. Завораживающий вид. На судно-паром заехал спокойно, как и дюжина автомобилей – по той же аппарели.
Экскурсовод «пугала»: на Ольхоне практически нет асфальтированных дорог, грунтовые – полностью убитые. По ним в основном и будем гнать на «уазике»-буханке. Но, на счастье, нам достался микроавтобус «Соболь», он помягче.
Я впервые видел, чтоб по дорожным рытвинам авто летело 70 километров в час! Шоферскую поговорку «Больше скорость – меньше ям» прочувствовал на практике. Действительно, эффект парения присутствовал. Посетили пляж Малого моря, кто-то искупался, а потом все вместе – вся экскурсионная группа – кушали уху из омуля, приготовленную прямо на берегу. По рыхлому песочку фланировал на коляске. А вот к скале Шаманка спуститься не решился – полюбовался ею со стороны. Покатался по деревянному настилу возле берега в поселке Хужир. Здесь даже удобства «во дворе» имеются. Вы когда-нибудь видели деревянный толчок с пандусом? В Хужире обнаружил, только вот досада – кабинка для колясочников на навесном замке! А ключ неизвестно у кого. Смех да и только!
По пути назад в кафешку одну заехали – ужин был включен в экскурсионную программу – ступенька на входе, преодолимая, правда. Но все-таки… 
Побывали мы и на еще одной долгой экскурсии – в Аршан, что в соседней Бурятии. Грандиозные Саянские горы впечатляют. В дацан, на горный родник поехать на коляске не решился. Хотел посетить парк в Аршане: ступеньки и вертушка, через которую никак не протиснуться.
А вот в кафешку, где потчевали бурятскими национальными блюдами, направил свои колеса. Тем более там выставлены столы на улице. В других кафе – через раз – увидел деревянные настилы-пандусы. Что ж, цивилизация подбирается и к этим отдаленным краям.
В самой Листвянке тоже есть любопытные заведения. Посетили мы Байкальский музей – подразделение Сибирского отделения РАН. Вход людям с инвалидностью бесплатный. Пандус есть на входе и внутри – крутой, без помощника не въехать. Но со знанием дела оформленные экспозиции – научно обоснованные подробности об озере, обитателях его вод и прибрежной зоны, огромные аквариумы с живностью – от сигов, хариусов до нерп – эмоционально с лихвой перекрывают впечатления от этих частичных удобств.
Побывали и на канатной дороге, покатушки по ней для нашего брата тоже совершенно бесплатные. Подъезды крутоватые, но без порогов и ступенек. Сотрудники, чтобы меня усадить с инвалидного кресла на кресельный подъемник, специально приостановили беспрерывное движение. И когда я сделал 15-минутное «восхождение», внизу встретили и проделали обратную процедуру.
Бесплатно же «особых» зрителей пускают и в нерпинарий. Просто коммунизм какой-то в Листвянке для людей с инвалидностью! Спектакль с этими умными животными, которые и в мяч играли, и на саксофоне музицировали, и картины абстрактные рисовали, подарил нетускнеющие впечатления. Нерпинарий с огромной лестницей на входе, но его содержатель с подсобным работником лично вызвались помочь подняться по ней. Я немного передвигаюсь на костылях – восхождение не сильно утомило. Внутри заведения перепадов высот нет.
В один из дней посетили центр Иркутска. Он приятно поразил удобствами. На автовокзале – отличные парковка, пандусы, санузел. Все по нормативам. Рядом Галерея современного искусства – тоже приспособлена для колясочников. Пешеходные переходы с заниженными бордюрами. Набережная Ангары – хоть яйцо кати. С удовольствием погуляли по этому залитому солнцем городу.
Под занавес нашего путешествия мы и по Байкалу на катере со стеклянным дном покатались. Есть такие специальные прогулочные. Устроители поездки утверждали, что даже рыбок в естественных условиях увидеть можно. Но, наверное, в какие-то другие дни. В тот день озерные обитатели, похоже, все разбежались от ревущего мотора судна, хоть и приглушенного минут на десять, чтоб полюбоваться байкальском каменистым дном на стыке с Ангарой, недалеко от Шаманского камня.
Чтобы взойти на катер, проделал простые манипуляции. На пирс ведет аппарель, а борт судна вровень с пирсом. Береговые работники, среди которых, кстати, был парень с ДЦП, вызвались помочь взобраться на борт. Я смог сам, пересев с коляски на сиденье катера. На полчаса почувствовал себя морским волком.
Байкал остался в сердце. Много путешествую. В России – во всех городах все по-разному, в Китае – интересно, в Германии – комфортно, а вот на Байкале – потрясающе!
Владимир ГАРАНИН