Сначала «игра», а потом – профессия!

№ 43 от 13 декабря 2024 года 


В Российской государственной детской библиотеке в Москве прошла церемония награждения победителей всероссийского конкурса «Я – гид РЖЯ» по созданию видеооткрыток о родном крае для глухих, слабослышащих подростков и CODA (слышащие дети в семье глухих) 12-17 лет. 
Его организаторы – Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» совместно с АНО «Слышащие дети в семье глухих», Ассоциацией глухих и слабослышащих экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков и Российской государственной детской библиотекой смогли осуществить этот проект благодаря гранту Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Главным информационным партнером выступило Всероссийское общество глухих.
Из более чем 100 заявок жюри определило 18 победителей и 10 призеров из 15 городов России. В этом списке – трое воспитанников Казанской школы-интерната имени Ласточкиной. Призером стал 13-летний Азим Умутбаев. А победителями – 12-летний Даян Хасаньшин и 16-летний Богдан Абеев, они вместе со своим наставником Екатериной Ибатуллиной ездили в Первопрестольную за наградами.
Профессиональный гид-переводчик русского жестового языка рассказала о своих подопечных:
– Азим – творческий парень. Постоянно занимается с братиком, много времени проводит с семьей. Ездит к бабушке и дедушке в деревню, они его с малолетства приучили к сельскому труду, так что он прекрасно знает, как обходиться с огородными культурами. Даян – ребенок из семьи глухих родителей, с детства общается только на жестовом языке. Мальчик спортивный – занимается плаванием. А в свободное от учебы время любит снимать видеоролики со всякими приколами, выкладывает в своих аккаунтах. 
Богдан – участник многих творческих конкурсов, занимается жестовым пением. В школе посещает соответствующий кружок. К своим годам у него уже имеется определенный опыт выступлений. Ему интересно и увлекательно быть в центре внимания, поэтому он с радостью согласился принять участие в конкурсе «Я – гид РЖЯ». 
Суть проекта – ознакомление подростков с такой профессией, как экскурсовод, гид. Я вступила в Ассоциацию глухих и слабослышащих экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков в первый год своей работы в этом качестве, так что Казань в нее тоже вошла. И всецело вся работа по подготовке ребят легла на мои плечи. Для 6 подростков проводила занятия и на базе детской библиотеки имени Миннуллина, что на улице Ямашева в Казани, и в музеях Казанского Кремля. Устраивала для них отдельные экскурсии – скажем, по Старо-Татарской слободе. Результатом этого проекта было то, что дети, применяя все те знания, которые были получены в ходе совместных занятий со мной, снимали видеоролики, снабжая их собственными рассказами. Из всей нашей группы победителями и призерами стали представленные мною ребята. У всех у них были разные темы: Азим презентовал экскурсионную видеоработу «Национальное блюдо «чак-чак», Даян – «Легенда «Белый барс», Богдан – «История создания города Казани».
Ребята получили заслуженные награды, а все участники – соответствующие сертификаты. Важно то, что участие в конкурсе со временем может им подсказать выбор будущей профессии. Переводчики русского жестового языка очень востребованы, а со знанием культорологии и краеведения – это вообще находка для работодателя!
При этом участие в итоговых мероприятиях, где ребята со своими наставниками и родителями собираются для награждений, дополнительно обогащает их знаниями вкупе с приятными эмоциями. Например, в этот раз для всех приехавших в Москву была подготовлена обширная культурная программа: они посетили музей Всероссийского общества глухих, Государственный исторический музей, Дом культуры «ГЭС-2», посмотрели спектакль «Письмо без марки» театра «Недослов», а также познакомились с достопримечательностями столицы России.
Владимир ГАРАНИН