warning: cal_days_in_month(): invalid date. in /home/m/mgtata/public_html/sites/all/modules/archive/archive.module on line 106.


От имиджевых акций до маркетинговых визитов

№ 44 от 20 декабря 2024 года 


Взаимодействие с работодателями – одно из основных направлений деятельности службы занятости Республики Татарстан. Привлечению работодателей способствует применение проактивных форм сотрудничества между предприятиями и учреждениями занятости населения. Результат такого подхода – предоставление максимально удобной формы подбора необходимых работников и осуществление индивидуального подхода в работе с каждым предприятием.
– Чтобы помочь работодателям закрывать «горящие» вакансии, мы первыми в республике еще с 2015 года начали осуществлять выезды на предприятия, назвали их «маркетинговые визиты», – рассказывает начальник Управления Центра занятости населения Республики Татарстан по Заинскому району Екатерина Андреева. – Для нас важно взаимодействие не только через кадровую службу, но и непосредственно с работодателем. Практика показала, что часто руководитель лично заинтересован в наших проектах. Конечно, мы выступаем на всех совещаниях с работодателями. Но совсем другое, когда к руководителям бизнеса прямо на место приезжает команда из службы занятости – рассказываем, вместе прорабатываем различные нюансы. 
В Заинском районе сейчас 43 безработных, вакансий 331 – почти по 8 на каждого. Востребованы слесари различных категорий, водители, машинисты котельных, буровых машин, насосных установок, операторы ЧПУ, инженеры разного профиля. Нужны бухгалтеры, врачи, повара, воспитатели, педагоги. Так, на «Заинском крекере» не хватало в большом количестве рецептурщиков, фасовщиков, операторов. Трудятся здесь в основном женщины, трехсменка по неделям, последняя смена – ночная. Понятно, что ходить целую неделю на работу в ночь, бросить семью – для женщины это неудобно. Специалисты службы занятости посоветовали работодателю для привлечения кадров в первую очередь поменять режим работы: день-ночь-выходной. И, конечно, повысить зарплату. В итоге проблема для женщин уже перестала быть настолько критичной, даже уволившиеся стали возвращаться. 
Другое крупное предприятие – «Аккурайд» производит колесные диски для «КАМАЗов». Здесь линейное производство у станков. Штат рабочих был большой. Без конца менялись хозяева, проходили сокращения, многие из работников увольнялись с обидой. Когда пришел новый работодатель, в штате уже почти никого не было. Сотрудники службы занятости в ходе маркетингового визита посоветовали прежде всего поднять имидж предприятия, вернуть ушедших людей, проинформировать о положительных изменениях, которые сейчас здесь происходят, рассказали об инструментах закрытия вакансий – в частности, рекомендовали произвести анализ зарплат, проинформировали о рынке труда, о своих программах. Работодатель взял советы на заметку, кадровики вышли на городские остановки раздавать флаеры, подняли зарплаты – и все вакансии удалось закрыть! 
Заинская ГРЭС вместе со службой занятости активно участвует в реализации мероприятий, которые касаются участия определенных категорий граждан в общественных работах и субсидирования найма. Чтобы удержать сотрудников на местах, за счет выделенных субсидий предприятие увеличило им зарплату. Отдельный большой пласт работы – совместные проекты с учащимися Заинского политехнического колледжа. Разработана большая программа по их привлечению на предприятие. В итоге сюда идут работать студенты, уже начиная с первого курса. Зарплата для новичков приличная: 35-40 тысяч рублей.
– Этими совместными проектами мы хотим вызвать интерес молодежи к рабочим профессиям, – подчеркивает Екатерина Андреева. – Максимально привлекаем их к жизни предприятия – например, устраиваем различные квесты, квизы, показываем, что здесь может реализовать себя каждый. 
Кадровая служба ГРЭС активно вовлечена в этот процесс: сотрудники знают каждого учащегося колледжа по имени-фамилии, предприятие участвует в учебном процессе. Специалисты службы занятости стали инициаторами создания сообщества кадровиков «Метаб-сообщество». Регулярно встречаются на базе Управления ЦЗН РТ по Заинскому району, предприятия по очереди делятся опытом по привлечению кадров, готовят презентации. И, конечно, рассказывают о своих инструментах закрытия «горящих» вакансий: тут и повышение имиджа предприятия или организации, повышение зарплаты, и работа внутри коллектива. Заинская ГРЭС, например, проработала вопрос с Казанским энергоинститутом о поступлении своих работников на бесплатной основе – очень действенный инструмент привлечения тех, кто нацелен на карьерный рост! К встречам в рамках сообщества привлекают и спикеров из других городов. Кто-то приезжает, кто-то подключается онлайн. «В ходе мероприятия можно сразу задать вопрос, обсудить, – рассказывает Екатерина Андреева. – Мы стараемся создать теплую дружескую атмосферу встреч, это очень важно, чтобы работодатели хотели к нам приходить». Сотрудники Управления используют любую возможность, чтобы прорекламировать достойных работодателей. Например, размещают их визитки, объявления, вакансии в своих соцсетях, организуют для них различные имиджевые акции. Так, устраивают «Елку работодателей», на которую каждое предприятие или учреждение может повесить свой корпоративный шарик. Елка стоит в холле учреждения, на виду у всех посетителей. 
В практику работы включили и проведение мастер-классов «НR – лучший в профессии». Недавно руководители организаций, работники кадровых служб вновь встретились в службе занятости, чтобы обсудить темы «НR-бренд: как корпоративная культура и внешнее позиционирование влияют на успех компаний», «Команда и роль каждого в ней. Почему не все команды эффективны?» Спикером выступила руководитель НR и РR отделов КГ «Кориб» Ольга Чернышева, она поделилась своими знаниями и накопленным опытом. Под занавес года «Метаб-сообщество» работодателей планирует опробовать выездной формат на территории предприятия «Аккурайд»: благодаря тесному сотрудничеству со службой занятости здесь смогли закрыть абсолютно все вакансии!
– Практически все предприятия и организации Вахитовского и Приволжского районов Казани тоже остро ощущают дефицит кадров, сегодня идет конкуренция за работника, поэтому важна роль работодателя. Что он может предложить соискателю: уровень заработной платы, социальный пакет, перспективы карьерного роста, решение жилищных вопросов, – отмечает заместитель начальника Управления Департамента ЦЗН РТ по городу Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам Резеда Валеева. – На рынке труда наблюдается рекордно низкий уровень зарегистрированной безработицы. Это связано с расширением производств, ростом заказов у предприятий, внедрением технологий импортозамещения, развитием сферы услуг. Итог – рост спроса на кадры и рост занятости. 
С начала года в службу занятости обоих районов на учет встали 548 человек, трудоустроились 520. Число заявленных вакансий варьируется от 500 до 700. В среднем на каждого безработного приходится от 4 вакансий.  На фоне дефицита кадров основной клиент – работодатель. Остро востребованы водители, слесари, сварщики, повара, кондитеры, медсестры, лаборанты, воспитатели, инженеры. За крупными предприятиями в службе занятости назначены персональные кураторы, сформированы планы комплектования кадрами, проводится обучение работников предприятий. 
– Основной результат успешного развития нашей службы – ее максимальная полезность потребителю, то есть способность и готовность всегда, в нужное время, в нужном месте предложить работодателю, незанятому гражданину необходимый перечень качественных услуг, – говорит начальник отдела трудоустройства Гульназ Гильмуллина. – Поэтому мы уделяем такое внимание полному и широкому информационному освещению своей деятельности. Задействуем местные газеты, радио, телевизионные каналы. Широко применяем интернет-сайты службы занятости. По всем направлениям деятельности издаем брошюры, буклеты, памятки как для работодателей, так и для граждан. А для повышения полноты и качества предоставления государственных услуг у нас задействован телефон «горячей линии». 
Большую отдачу видят от организации ярмарок вакансий. С начала года их проведено 16. «У нас уже отработана практика использования видео-резюме молодых специалистов-выпускников учебных заведений и проведения скайп-собеседований для прямого общения работодателя и претендента, – рассказывает начальник отдела по развитию карьеры и профессиональных навыков Ольга Беляева. – Видеопрезентации организаций дают возможность работодателям более подробно информировать граждан о вакансиях, об условиях работы, режиме и оплате труда, о социальных льготах и перспективах развития. Практика показывает, что живой контакт для наших клиентов не менее важен. Регулярно организуем Дни работодателя, Дни открытых дверей, семинары-совещания и круглые столы». Последние два мероприятия проводили для завода «Точмаш» и Вертолетного завода. У этих предприятий серьезный оборонный заказ. Нужны операторы станков ЧПУ, упаковщики, токари, сборщики, инженеры, слесари МСР, машинисты моечных машин. Зарплату предлагают очень достойную – от ста тысяч рублей и выше. Среди тех, кто обрел на этих встречах с работодателями желаемую работу – и 36-летний Алмаз К. Молодой человек был менеджером в магазине сотовой связи, давно хотел сменить работу. Решил для начала пойти учеником оператора ЧПУ: и зарплата, и соцпакет полностью устроили. 
– При взаимодействии с каждым работодателем стараемся применять индивидуальные подходы, ищем возможность пригласить к сотрудничеству новых работодателей, – говорит начальник отдела ЦЗН РТ по Арскому району Гельфия Гибадуллина. 
Сегодня в районе 37 безработных, а вакансий 145, причем 91 – по рабочим профессиям. Нужны механизаторы, трактористы, доярки, водители, подсобные рабочие, уборщицы, няни, повара, врачи. В районе 17 сельхозпредприятий, многие готовы возить работников вахтой. Но в Арске зарплаты гораздо выше, поэтому многие ездят сюда на работу целыми семьями. Так, в ресторане «Царская усадьба» даже уборщицы и посудомойщицы получают на руки 60 тысяч рублей! Открывается много ИП – по выпечке тортов, изготовлению полуфабрикатов. «Совместно с работодателями, в ходе открытого диалога выявляем причины, по которым не заполняются вакансии, разрабатываем меры по поиску и подбору персонала, – рассказывает Гельфия Гибадуллина. – Преимущество сельского района в том, что практически все так или иначе друг друга знают. Это помогает нам предлагать работодателям только достойных кандидатов». Вот и КЦСОН «Центр Милосердия» благодаря такой работе наконец-то обрел юриста: 34-летняя Айгуль прежде работала в банке, попала под сокращение, стала безработной. Сейчас успешно трудится. 
Активный участник рынка труда – служба занятости населения республики – считает своими главными партнерами работодателей всех форм собственности. В такой совместной деятельности очень важны деловое взаимодействие, обоюдное доверие и наличие обратной связи. При соблюдении этих условий можно достичь высоких результатов. 
Ирина ЧУДНОВСКАЯ