Формировать новую трудовую психологию

С 42-летним Айдаром М. познакомилась в фойе центра занятости населения Ново-Савиновского района Казани: мужчина специально пришел, чтобы поблагодарить сотрудников за то, что помогли поверить в свои силы. Результат – трудоустройство в серьезной компании. Но этому событию предшествовали большие переживания.

Получилось так, что мужчина попал под сокращение, был просто выбит из колеи. Наконец удача улыбнулась: предложили должность логиста с очень приличной зарплатой. Но вместо радости Айдар чувствовал только неуверенность в себе. Ему очень помогли занятия по социальной адаптации и психологической поддержке – говорит, сам себя зауважал. На новой работе у него все в порядке – во многом потому, что в свое время в центре занятости его правильно направили и сориентировали. 
Сотрудники центра считают самым сложным днем недели понедельник, когда клиентов бывает особенно много. И надо же мне договориться именно на этот день! Но, как всегда, в учреждении никакого шума и толчеи – работа идет оперативно. В центре все предусмотрено, чтобы нацелить клиентов на самостоятельный поиск работы – начиная с наружного стенда с указанием основных услуг, которые оказывает служба занятости, и электронного табло с бегущей строкой: оно круглосуточно информирует население района о вакансиях предприятий, режиме работы центра, об основных Интернет-сайтах Государственной службы занятости России, Татарстана, Казани. Аналогичное табло, но поменьше, и в информационном зале. Есть и информационно-поисковый терминал, который позволяет клиентам знакомиться с ежедневно обновляемыми данными об имеющихся в Казани вакансиях. А через плазменную панель посетители получают информацию о ситуации на рынке труда, об основных положениях законодательства о труде и занятости, могут посмотреть фильмы-презентации казанских предприятий и учебных заведений, видеоролики о районе и перспективах его развития. Кроме того, центр оборудован «громкой связью», посредством которой до клиентов доводится информация об основных услугах, оказываемых государственной службой занятости, о правах и обязанностях ее клиентов. Все это позволяет публично информировать неограниченное количество людей.
Вот у электронного терминала – молодой человек, Артур Т. говорит: пришел, чтобы найти себе работу. Какую именно – и сам точно не знает. В вузе получил специальность экономиста, но нигде не берут: обошел десяток предприятий – везде отказ: работодателям нужны люди с опытом. Да и не лежит у Артура душа к этой профессии, так что очень надеется на помощь специалистов центра занятости. Другая посетительница, 52-летняя Назира Н. в сильном волнении: она пришла в центр занятости впервые. Долгое время была контролером охраны в ПФУ, да вот сократили, и теперь женщина предпенсионого возраста сомневается, сможет ли вообще найти работу. Когда ее вызвали по громкой связи, она так растерялась, что никак не могла объяснить, в каких именно услугах центра нуждается прежде всего. Но доброжелательный, спокойный тон беседы быстро ее успокоил, и вот Назира Н. уже заполняет специальную анкету по профилированию. Ее текст помогает специалистам центра узнать, есть ли у их клиентов потребность в переобучении, какие специальности они хотели бы освоить, каков их потенциал и мотивация к труду.
Сейчас на учете в центре около 700 безработных. По словам начальника отдела Татьяны Цыпленковой, около 60 процентов из них – это женщины в возрасте от 46 лет с высшим или среднеспециальным образованием. Работодатели их не жалуют, так же, как и инвалидов (среди безработных их 12,8 процента), соискателей с ограниченной трудоспособностью (их 8 процентов). Вакансий всего 1715, более 70 процентов из них по рабочим специальностям. Устойчивая потребность – в шлифовщиках, прессовщиках, слесарях, бухгалтерах, менеджерах, продавцах. Но эти вакансии, как правило, «висят» долго: среди безработных нет людей с нужной квалификацией.
– Несоответствие предлагаемых вакансий составу безработных – одна из главных проблем в нашей работе, – говорит директор центра занятости Фарит Фаизов. – Тут можно выделить несколько своего рода блоков: например, несоответствие по образованию – 66,3 процента всех безработных имеют высшее и среднеспециальное образование, но никак не рабочие специальности; по заработной плате – безработных, претендующих на зарплату более 15 тысяч рублей, 80 процентов, при этом таких заявленных вакансий около 20 процентов. Не могу не отметить низкую мотивацию наших клиентов к реальному трудоустройству. Подчас их главная цель – получение даже небольшого пособия по безработице. Поэтому работодатели часто недовольны качеством направляемых соискателей. Все острее становится необходимость формирования у клиентов качественно новой трудовой психологии. Крайне важно оказывать максимальную помощь тем, кто действительно ищет работу и создавать некомфортные условия для тех, кто обращается только за получением пособия и различного рода субсидиями.
Большую отдачу, например, в центре занятости видят от организации мини-ярмарок вакансий, которые ежемесячно проходят на базе учреждения: они позволяют с глазу на глаз свести соискателей и работодателей. «Месяц назад на улице Чистопольской открывался магазин «Магнит», нужно было как можно быстрее закрыть около 150 вакансий, – рассказывает старший инспектор Гульнара Габидуллина. – Мы обзвонили всех безработных, имеющих подходящие специальности, некоторым направили SМS – такую форму мы часто практикуем. Еще дали объявления на нашем сайте, в «бегущей строке». Магазин открылся с полным штатом, во многом благодаря совместной работе!»
А вот 24-летний безработный Андрей К. с самого начала ориентировался на открытие собственного дела. Был автослесарем, не нашел общего языка с напарником, уволился. Решил открыть свой автосервис в рамках программы по развитию самозанятости, и дело пошло! До конца года, по словам начальника отдела Эльмиры Вафиной, в районе откроют свои ИП в рамках этой программы 13 безработных. Осталось утвердить последние 3 бизнес-плана. Направления – самые разнообразные. Например, много желающих открыть свои швейные ателье, парикмахерские, оказывать дизайнерские услуги. Одна клиентка, по образованию экономист, занялась оказанием флористических услуг, другой открыл ИП «Муж на час» – такие бытовые услуги очень востребованы.
У 30-летней безработной Альбины Р. другая история: когда-то была бухгалтером, но уже лет 5 по семейным обстоятельствам сидит дома. Хотела куда-нибудь устроиться, но профессиональные навыки утеряны. Например, не знает программу 1С, а без этого сегодня в бухгалтерии делать нечего. В центре занятости Альбине предложили пройти курсы по профобучению. Недавно она их закончила, и кое-какие варианты трудоустройства вырисовываются. «Обучаем на очень востребованные специальности: частных охранников, операторов котельной, водителей погрузчиков, поваров, компьютерных и ландшафтных дизайнеров, водителей трамваев и троллейбусов, – рассказывает ведущий инспектор Надежда Гатауллина. – Отдельное направление – месячные курсы «Индивидуальный предприниматель». На сегодня отучились уже 276 человек, до конца года к ним добавятся еще 59». Процент трудоустройства таких безработных довольно высок – около 85. Что же касается новоявленных водителей электротранспорта, то им даже не надо стараться найти работу – разбирают сразу всех. Вот и 46-летняя Альфия Б., всю жизнь проработавшая продавцом, не покаялась, что решила так круто изменить свою жизнь и села за штурвал трамвая – в зарплате, говорит, даже выиграла и на ногах проводить рабочий день больше не надо.
Среди тех, кого направили на профобучение, и 32 безработных с ограниченными возможностями. Один из них, 42-летний Алмаз Т., много лет был водителем, стал инвалидом 3 группы. После окончания курсов частных охранников быстро устроился в ЧОП. «А вот что касается создания специальных рабочих мест для инвалидов, к сожалению, пока их удалось создать только 11 – вдвое меньше, чем планировалось, – говорит ведущий инспектор Роза Ибрагимова. – Одна причина – в инертности самих соискателей с ограниченными возможностями, другая – в работодателях, которые считают, что гарантированно держать у себя работников «на группе» 3 года, не зная, какая от них будет отдача, – это слишком. Несколько раз мы проводили круглые столы с приглашением работодателей, специалистов отдела соцзащиты и, конечно, самих инвалидов, рассказывали об имеющихся вакансиях, программах, которые могут помочь в трудоустройстве, но пока отдача не такая, как бы хотелось». Чтобы активизировать стремление клиентов с инвалидностью побыстрее трудоустроиться, практически все получают направление на получение таких государственных услуг, как психологическая поддержка и соцадаптация.
45-летней Марине К. эти занятия с психологом очень помогли. Женщина работала учителем физкультуры, из-за болезни стала инвалидом. И вот уже 4 месяца тщетно пытается найти работу, за это время потеряла веру в свои силы. Предложение посетить групповые занятия по социальной адаптации сначала восприняла «в штыки», но потом согласилась, что полученная информация может оказаться очень полезной. Так и вышло. Безработная говорит: наконец, поняла – чтобы поскорее трудоустроиться, надо большую активность проявлять самой. Сейчас склоняется к другому предложению специалистов центра – пройти курсы профподготовки по одной из востребованных специальностей.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

Фарит ФАИЗОВ, директор Центра занятости населения Ново-Савиновского района Казани:
Специфика нашего района в том, что он молодой, стремительно развивающийся. Самые востребованные – торговые и развлекательные услуги. Большинство крупных центров, которые их оказывают, находятся именно на территории нашего района. Промышленные предприятия можно пересчитать по пальцам – завод «Элекон», «Булочно-кондитерский комбинат», «Татэлектромонтаж», к тому же численность работников на них неуклонно сокращается. На первый план выходят бюджетные организации – 7-ая горбольница, отдел образования, собравший под свое «крыло» все школы и детские сады.
Несмотря на высокие контрольные показатели в этом году, в целом наш центр их успешно выполнил. Например, мы уже превысили показатели по таким направлениям, как организация общественных работ (124 процента), временное трудоустройство несовершеннолетних (125 процентов), временное трудоустройство безработных, испытывающих трудности в поиске работы (104 процента). Но главный показатель деятельности центра – это, конечно, количество трудоустроенных клиентов: из 3242 на сегодня нам удалось помочь найти работу 2553.