«Театр песни» Ольги Фаляховой

Ольгу Фаляхову я впервые увидел, когда она была еще 14-летней ученицей Казанской школы-интерната для глухих и слабослышащих детей №6. А фамилия ее в то время была – Ракитянская. Изящная, улыбчивая, внимательно присматривающаяся ко всему, что происходит вокруг. Помню, в немецком городе Брауншвейг, куда ездили талантливые люди «на группе» из Татарстана, от Ольги все были в восторге. 

Любо-дорого было смотреть на ее отточенные движения, искрометность и позитив, который она излучала. Ее мастерство со временем только совершенствовалось. И она была и остается заметной фигурой на всевозможных всероссийских и международных конкурсах хореографии и «зримой» песни. А дипломов у нее дома – не счесть.
Ольга и специальность выбрала сообразно своим творческим наклонностям. Она закончила Казанский государственный университет культуры и искусств: захотелось стать специалистом по социально-культурной деятельности. Это сейчас люди с нарушением слуха, если имеют способности, высшее образование могут получить и в Университете управления «ТИСБИ», и в Казанском государственном техническом университете и в других вузах, там созданы специальные группы для неслышащих. А двадцать лет назад это было, можно сказать, делом экстраординарным. Большую помощь Ольге во время учебы оказала сурдопереводчик Наталья Шипилова, которая и на лекциях, и на семинарах, и на зачетах, и на экзаменах всегда была рядом. При этом Наталья Андреевна неизменно восхищается своей воспитанницей-подопечной: «Ольга – очень трудолюбивый человек. Всегда старается вникать в суть вопроса, и это ей всегда удается сделать».
Дипломированный молодой специалист дальше связала свою жизнь с творчеством и деятельностью учителя. Она, как и одиннадцать других выпускников школы-интерната №6, переступила порог родного учебного заведения в качестве педагога-организатора. Ольга работает в этом качестве уже 15 лет. И ровно столько же не расстается со сценой, ведь в ее обязанности входит организация досуга неслышащих учеников школы – ищет таланты, каждодневно занимается с ними. И все это происходит в школьном клубе – условно говоря, маленьком концертном зале, где есть и сцена, и места для зрителей.
«С большим энтузиазмом и охотой ребята репетируют в театральной школе-студии «Обыкновенное чудо», хореографическом ансамбле «Ласточки», в двух студиях жестового пения, в изостудии и в студии резьбы по дереву, – рассказывает Ольга Фаляхова. – Лучшие участвуют в фестивалях и конкурсах. И – большей радости для педагога нет! – привозят оттуда дипломы лауреатов. Значит, не напрасен наш труд».
Педагоги школы организуют такие шикарные литературные салоны, вечера романсов для своих учеников! Юные души впитывают новые знания, замешанные на эстетике высшей пробы, а впоследствии эти впечатления самым лучшим образом трансформируются и в собственном творчестве.
Но больше всего Ольге по душе организация и проведение школьных праздников. Вот где она может развернуться, используя все свои знания, полученные в Университете культуры и искусств. Поэзия, музыка, сценография – все разом способно вместить в себя театрализованное выступление. К тому же совместные репетиции обладают объединяющим свойством: доверительные отношения между юными артистами и педагогом достигают своего апогея. А демонстрация декламаторских талантов, танцевальных способностей, владения навыками жестового пения становится своеобразным творческим отчетом перед другими учениками, педагогами школы и родителями.
Если кто-то подумает, что Ольга Фаляхова всецело посвятила себя своим ученикам и о собственном творчестве уже не помышляет, то ошибется. Она, как и прежде, держит себя в хорошей сценической форме и постоянно разучивает новые музыкальные композиции. Сейчас, например, репетирует новую музыкальную миниатюрку к новогоднему празднику. Иные времена – иные песни. Но неизменными остаются принципы их подачи.
– Зримая песня – это не просто «сухой» перевод содержания произведения на жесты, – размышляет Ольга Фаляхова. – Это единство пластики, хореографии и драматургии. Как, наверное, обычный певец с помощью тончайших вокальных и тембральных нюансов может создать рисунок песни, так и неслышащий исполнитель доступным ему арсеналом выразительных средств создает образ произведения.
Многие известные певцы создают собственные «Театры песни». Наверное, это словосочетание наиболее точно передает то, что являют миру неслышащие исполнители жестовой песни: они разыгрывают мини-пьесы в музыкальном обрамлении и за три минуты способны передать необычайно обширную гамму чувств!
Ольга Фаляхова большую часть времени проводит в школе. Но не забывает и о родной Татарской региональной организации ВОГ. Если намечается какой-то фестиваль, конкурс, она неизменно в них участвует. А еще вошла в состав команды по керлингу. На недавнем Всероссийском чемпионате по этому виду спорта казанская женская команда заняла второе место. В этом есть заслуга и Ольги Фаляховой, которая успевает всюду и делает все по высшему разряду.
Владимир ГАРАНИН