Улучшения будут, надо только очень постараться

Более четырех тысяч детей получили различные виды помощи за 13 лет работы Казанского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель». Это уникальное учреждение специализируется на реабилитации тяжелобольных детей, в том числе новорожденных. У каждого маленького подопечного – целый «букет» глубоких двигательных, неврологических и психосоматических нарушений. 

– Современные подходы к реабилитации таких детей заметно изменяют сложившиеся представления об эффективности коррекционной работы, – комментирует директор Наталья Трифонова. – Они подтверждают, что при постоянной адекватной помощи состояние такого ребенка обязательно улучшается. Практика показывает, что помощь семье становится более действенной, если с ней работает междисциплинарная команда специалистов. Это способствует уменьшению риска того, что какая-то проблема в развитии ребенка будет пропущена, а также освобождает родителей от необходимости соотносить друг с другом рекомендации педагога, психолога и врачей.
Большое внимание в центре уделяют внедрению прогрессивных методик работы, поэтому стараются использовать любую возможность, чтобы обучить своих сотрудников в передовых клиниках США, Франции, Англии, Москвы и Санкт-Петербурга.
«Нам часто приходится работать с неговорящими детьми, и мы знаем, что не все дети научатся пользоваться речью, – говорит специалист по коммуникации центра Жанна Антонова. – В связи с этим «услуга в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов», которую, кстати, с 2015 года будут оказывать все учреждения социального обслуживания, в «Апреле» является наиболее актуальной. Большую отдачу видим от метода дополнительной альтернативной коммуникации, помогающего детям с серьезными проблемами в развитии речи выразить себя и лучше понимать происходящее. Около 70 процентов ребят, посещающих наш центр, не начали говорить вовремя. И тут не обойтись без формальных систем коммуникации и устройств, использования жестового языка, специальных досок для коммуникации или речевых устройств». Такие устройства, а также «говорящие» кнопки «Апрель» приобрел в ходе реализации проекта «Счастье быть частью», софинансируемого Фондом поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
С большим успехом специалисты используют и менее сложные способы, такие как неречевые вокализации, жесты, картинки. Например, методика «Макатон» – это такая языковая программа, благодаря которой люди с коммуникативными трудностями могут общаться с помощью символов, жестов и звучащей речи. Такой подход, когда одновременно используется несколько каналов для передачи информации, расширяет возможности для самовыражения и социализации. Результаты обнадеживают. Вот что, например, говорит об этой технологии мама 5-летнего Андрея с синдромом Дауна: «До этого сын не мог объяснить нам, чего хочет, и часто сердился и досадовал из-за этого. Сейчас, когда он освоил «Макатон», не только я, но и все близкие понимают Андрея. В общем, это стало для нас спасением».
Система общения с помощью обмена карточками-картинками (сокращенно – PECS) разработана для работы с детьми с аутизмом, у которых затруднено общение с окружающими. «Естественная потребность ребенка поделиться своими впечатлениями, на что-то пожаловаться, что-то попросить наталкивается на неумение выразить свою мысль, – рассказывает методист центра Фируза Луконина. – Используя РЕСS, можно намного быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и непроизвольно произносить слова, чем когда в обучении используется голосовая имитация и наименования предметов». Мама 7-летней Нурии – у девочки аутизм – сразу увидела пользу от занятий по методике обмена карточками: «Раньше дочка постоянно плакала, мы не могли ее уложить спать, научить умываться, чистить зубы, одеваться, она не хотела выходить из машины. Были постоянные истерики. В центре впервые я узнала о «поведенческих» методиках, об обмене карточками, о визуальном подкреплении. Мы начали работать по этим программам и результат не заставил себя ждать: сейчас Нурия просит желаемое как фразой, так и картинкой, следуя визуальному расписанию дня, сама контролирует режим дня. Она научилась мыть руки, застилать постель. Посещение детского сада тоже не проблема. Ведь теперь все окружающие понимают Нурию. Это такое счастье!»
В течение 2014 года реабилитацию в «Апреле» прошли 445 детей в возрасте от 0 до 18 лет с множественными нарушениями здоровья. Благодаря использованию эффективных методик 85 процентов из них стали лучше передвигаться, у 89 процентов сформированы навыки самообслуживания, 94 процента научились общаться. Скажете, что многовато цифр? Но за каждой из них стоит ребенок, который благодаря прекрасным специалистам из «Апреля» сделал шаг вперед.
Анна ПРОНИНА