Сказка – ложь, да в ней намек...

В Верхне-Отарском доме-интернате для умственно отсталых детей, где я являюсь психологом, сложный своеобразный контингент, требующий особого подхода. Не каждый метод работы для них подходит. Но исходя из своего опыта могу сказать, что хорошую отдачу вижу от сказкотерапии.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”, ведь это один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития.
Занятия я провожу как индивидуально, так и в групповой форме. Ребята учатся узнавать предметы по словесному описанию, у них развивается пространственная ориентировка, формируются навыки речевого общения. Воспитанники через сказку учатся понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Сказка для детей – это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом. Проигрывание ролей способствует снятию эмоционального, интеллектуального и физического напряжения, делает детей добрее и восприимчивее к окружающему миру, формирует навыки слышать себя и другого.
Особое значение на моих занятиях сказкотерапии имеет “пальчиковый театр”. Я рассказываю сказочную историю, а дети по ходу действия при помощи кукол изображают ее участников. Эта методика хороша тем, что обеспечивает активность всех детей на занятиях. Они не только слушают, но и сами являются участниками представления, получая от этого огромное удовольствие.
На занятиях мы также используем лепку и аппликацию, а это очень благотворно отражается на раскрытии творческих способностей ребят, развитии мелкой и крупной моторики рук.
Таким образом, сказкотерапия является эффективным средством развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гульфия САДЫКОВА, психолог Верхне-Отарского дома-интерната для умственно отсталых детей