Главная задача: сделать социальную сферу современной

26-27 марта в Ярославле проходил Всероссийский форум социальных работников. Какие вопросы на нем обсудили, к каким выводам пришли, как проявила себя на «большом сборе» социальщиков делегация Татарстана? Об этом говорили на брифинге в информационном агентстве «Татаринформ» вице-спикер Государственного Совета РТ, заместитель секретаря ТРО ВПП «Единая Россия» Римма Ратникова и министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова.

Римма Ратникова отметила, что форум прошел по инициативе партии «Единая Россия», его участниками стали председатель правительства России Дмитрий Медведев, вице-премьер Ольга Голодец, министр труда и социальной защиты Максим Топилин, министр здравоохранения Вероника Скворцова, а также представители различных министерств и ведомств, Госдумы РФ.
Обсудить злободневные для себя вопросы приехали около 800 представителей регионов. По словам Риммы Ратниковой, на форуме действовали четыре секции, и делегаты нашей республики приняли участие в работе каждой из них. Тема первой секции – «Развитие социального обслуживания и социальных услуг. Проблемы и пути решения». В рамках этой дискуссии были рассмотрены вопросы кадрового обеспечения социальной сферы, подготовки современных соцработников, профессиональное образование, профстандарты. Участники второй секции обсуждали перспективы развития системы социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов. На повестке дня стояли такие вопросы: доступная среда, меры соцподдержки граждан пожилого возраста, развитие негосударственного сектора в сфере социального обслуживания. На третьей секции говорили о работе в сельской местности. Тема четвертой секции – «Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства».
В ходе дискуссий на секциях, а также на пленарном заседании участниками мероприятия подняты исключительно важные и актуальные вопросы, касающиеся как сферы оказания услуг населению, так и самого статуса и роли социального работника. Безусловно, Всероссийский форум социальных работников в Ярославле задал вектор движения и обозначил приоритетные направления развития социального обслуживания граждан.
Одна из главных тем, обсуждавшихся на форуме – модернизация системы социального обслуживания, без этого сегодня нельзя говорить о повышении доступности и качества социальных услуг. Что касается нашей республики, то, как подчеркнула Эльмира Зарипова, сегодня социальная служба Татарстана – это эффективная, мобильная и экономичная система. Сейчас в республике функционируют 130 государственных организаций соцобслуживания. Уровень обеспеченности населения социальными услугами составляет 100 процентов, кроме учреждений психоневрологической направленности, куда очередность сегодня составляет 173 человека.
«Перед нами стоит задача искать альтернативные способы оказания социальных услуг, в том числе лицам, страдающим психическими заболеваниями, – сказала Эльмира Зарипова. – Поэтому в качестве развития системы мы рассматриваем возможность внедрения стационарозамещающих технологий».
Она также отметила: на форуме много говорили о необходимости развития новых технологий. Татарстан поступательно работает в этом направлении. Ведь, скажем, вовсе не обязательно помещать одинокого пожилого человека в стационарное соцучреждение. Если предпринять определенные шаги, он вполне может оставаться в привычной ему среде. Министр разъяснила, что представляет из себя, например, технология «Мобильная бригада». С одной стороны, она помогает оперативно реагировать при возникновении каких-то экстренных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью граждан пожилого возраста и инвалидов. С другой, речь идет о плановых выездах. «В мобильную бригаду входят социальные работники, сотрудники Пенсионного фонда, медики, – отметила Эльмира Зарипова. – Поэтому пожилому человеку нет необходимости ехать в райцентр решать какие-то свои проблемы, специалисты сами приедут к нему». С 2011 года мобильные бригады действуют на базе 24 комплексных центров соцобслуживания населения. Поскольку это связано с поездками, то нужен оснащенный транспорт. В 2015 году благодаря поддержке Президента Татарстана и софинансированию Пенсионного фонда автомобили для формирования мобильных бригад закуплены еще для 16 центров.
Сейчас повсеместно вводится независимая система оценки качества социальных услуг. Разумеется, этот вопрос тоже оказался в поле зрения участников ярославского форума. «Это не значит, что раньше качество услуг не оценивалось, – сказала на брифинге Римма Ратникова. – Прежде всего, само Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ следило за работой в сфере социальных услуг». В связи с внедрением независимой оценки пока остаются нерешенными вопросы: кто должен контролировать эту работу, где найти квалифицированных экспертов и как оценивать качество услуг? «Наверное, это должна делать общественная организация, например, общество инвалидов. Возможно, обнаружатся еще какие-то независимые эксперты, которые захотят эту работу проводить. Но это не будет государственным контролем», – подчеркнула Римма Ратникова.
Существенное дополнение прозвучало из уст министра: в планах – обеспечить на официальном сайте министерства возможность выражения мнения гражданами о качестве оказания социальных услуг в организациях соцобслуживания.
Конечно, на форуме не могли обойти такой вопрос, как зарплата социального работника. Дмитрий Медведев назвал эту тему «чувствительной», напомнив, что Президент России Владимир Путин еще в 2012 году задал ориентир: поднять эту заработную плату до 100 процентов от средней зарплаты в регионе. Как обстоят с этим дела в нашей республике?
– В сфере социального обслуживания республики трудятся более 9 тысяч человек, в том числе 3174 социальных работника, – отметила Эльмира Зарипова. – Средняя заработная плата в отрасли в 2014 году составила 17,7 тысячи рублей. Это 62,5 процента от средней зарплаты по республике – сегодня она равняется 28,3 тысячи рублей. Средняя заработная плата соцработников – 18,6 тысячи рублей, или 65,9 процента от среднего значения по республике. При этом плановое значение, установленное в «дорожной карте» – 56 процентов. В 2015 году мы сохраним этот уровень с тем, чтобы к 2017 году вывести показатель на уровень 100 процентов от средней заработной платы по республике.
Конечно, повышение заработной платы идет в тесной увязке с повышением качества услуг, внедрением инноваций. Здесь республика может быть примером для других. Например, опыт Татарстана по предоставлению государственной социальной помощи на основе социального контракта рекомендовали на форуме регионам России. На дискуссионной площадке «Организация социального обслуживания в сельской местности» выступила начальник отдела социальной защиты Балтасинского муниципального района Алсу Гатиятуллина. Она рассказала о реализации программы социального контракта. Коллеги восприняли ее презентацию с большим интересом, так как во многих регионах к работе по таким контрактам еще не приступали.
На пресс-конференции Эльмира Зарипова напомнила, что система социального контракта существует в республике с 2011 года и поначалу реализовывалась в пилотном режиме и объяснила: «Социальный контракт – это соглашение, которое заключается между гражданином и органом социальной защиты населения с целью помочь человеку выйти из трудной жизненной ситуации. Основная цель такого контракта – стимулировать малоимущие семьи или одиноких людей к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации, в которой оказалась семья».
Еще одной не менее важной темой прошедшего форума стало развитие смешанной системы оказания услуг в сфере социального обслуживания. И здесь республика также в числе регионов, активно взаимодействующих с негосударственным сектором.
– Осознавая необходимость развития разумной конкуренции, министерством с 2010 года осуществляется размещение государственного заказа на оказание социальных услуг населению, – сказала Эльмира Зарипова. – Сегодня мы состоим в партнерских отношениях с тремя негосударственными поставщиками, которые включены в Реестр поставщиков социальных услуг. Таким образом, доля услуг, предоставляемых негосударственными поставщиками, сейчас составляет 10,7 процента.
Глава социального ведомства также отметила, что в этом году вступили в силу три федеральных нормативных акта, которые сделают систему социального обслуживания более привлекательной для негосударственного сектора.
Всероссийский форум еще раз ярко показал, что система социального обслуживания в нашей стране вступила в период глубоких преобразований.
– В ходе работы секций форума, на пленарном заседании прозвучало много идей и вариантов решения проблем, – отметила Эльмира Зарипова. – Ценность проекта резолюции этого форума в том, что он в полной мере отразил мнение участников. Радует, что в этот документ вошли все предложения татарстанской делегации. В настоящее время для развития системы социального обслуживания мы ставим перед собой задачу коренным образом изменить подход к оказанию социальных услуг населению. Система помощи должна стать адресной, гибкой и отталкиваться от индивидуальных потребностей и запросов клиентов. Нам нужно использовать в работе не только заявительный принцип оказания помощи, не меньшее внимание уделять выявлению граждан, нуждающихся в социальной помощи.
Завершая разговор с журналистами, Римма Ратникова подчеркнула: «На форуме в Ярославле Дмитрий Медведев выразил, пожалуй, главную мысль, – сделать социальную сферу современной! Выполнение резолюции форума после ее утверждения будет находиться под контролем «Единой России».
Дилара ВАФИНА