Лекотека: чтобы помощь пришла вовремя

Кабинет лекотеки работает в Менделеевском КЦСОН «Берег Надежды» на базе отделения социальной помощи семье и детям.

– Жизнь семей, в которых на свет появляется ребенок с тяжелыми врожденными дефектами или сложными нарушениями, кардинально меняется. Таким семьям очень нужна своевременная поддержка специалистов, верящих в возможность помочь ребенку с любыми нарушениями, – говорит психолог центра Мария Александрова. – Цели лекотеки, которая функционирует в нашем учреждении с июня прошлого года, – создание благоприятных условий для развития личности ребенка, психологическая поддержка родителей малыша с нарушением развития, помощь в адаптации в семье и других социальных группах. 
В Менделеевске специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные, коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, причем делают это преимущественно в процессе игровой деятельности. В работе сотрудники «Берега Надежды» применяют различные формы, здесь все зависит от потребностей семьи.
– Наша лекотека насыщена игровым оборудованием, направленным на развитие общей и мелкой моторики, мышления, речи, сенсорной сферы – тактильной, зрительной, слуховой, – отмечает Мария Александрова. – В нашем арсенале много игр для обучения детей предметной и сюжетно-ролевой игре. Посредством игры специалисты решают задачи развития ребенка по индивидуальной программе в индивидуальном и групповом режиме.
В лекотеке проводятся занятия разной направленности. Например, те, что ориентированы на сенсомоторную коррекцию, активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей. Они способствуют формированию пространственных представлений, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка. В ходе игровой терапии у малышей с особыми потребностями развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь. Это особенно выигрышная форма, ведь в игре ребенок учится всему без усилий и с удовольствием. В процессе занятий по формированию коммуникативных навыков у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.
– Очень важно, что родители являются активными участниками всего коррекционно-развивающего процесса, – подчеркивает Мария Александрова. – Они учатся взаимодействовать с ребенком так, чтобы активизировать его развитие. При необходимости родители могут получить консультативную помощь у меня, как психолога, как по особенностям развития малыша, так и по личным вопросам.
Малышу, имеющему ограничения здоровья, очень трудно самому, без помощи взрослых понять и прочувствовать окружающий мир. Для гармоничного развития и раскрытия его возможностей такому ребенку необходима профессиональная помощь. Специалисты из «Берега Надежды» знают все особенности и закономерности развития таких детей и готовы помочь любой обратившейся в учреждение семье.