Подростки: жизнь... после суицида

У 16-летней Юли К. из Пестрецов мама злоупотребляет спиртным, внимания на дочку не обращает, папы у нее нет. Когда после окончания 9 класса девушка не смогла никуда поступить, восприняла это как самую страшную трагедию в своей жизни: все ее подружки разъехались, живут интересной насыщенной жизнью, а ей нужно снова каждый день возвращаться после школы в свой плохонький дом, к нетрезвой мамаше! И Юля решила свести счеты с жизнью...

К счастью, врачам удалось девушку спасти. Члены межведомственной комиссии после случившегося решили, что для Юли будет лучше временно пожить в Пестречинском социальном приюте для детей и подростков «Шатлык». 
– В последнее время к нам чаще попадают подростки после совершения суицидов, – комментирует директор учреждения Резеда Халилова. – С одной стороны конфликтные ситуации провоцирует сам их сложный возраст, характеризующийся эмоциональной неуравновешенностью. Согласно статистике суицидальные мысли бывают у 30 процентов ребят старше 14 лет даже из благополучных семей, что уж говорить о наших подопечных, которыми родители, как правило, интересуются совсем мало? Реальность такова, что детские проблемы и в обществе, и в семье год от года становятся все более сложными. Многочисленные конфликты в семье, непонимание, моральное или даже физическое унижение, неуважение к личности ребенка, его желаниям и стремлениям – все это приводит к снижению самооценки подростка. В итоге обесценивается сама жизнь. Суицид в этом случае часто воспринимается как единственный способ восстановить собственную ценность. И если взрослый человек в этой ситуации понимает, что самоубийство не исправит отношения, то подросток оценивает все еще недостаточно реалистично. К тому же надеется на то, что спасут «в последний момент».
Двоим воспитанникам «Шатлыка» повезло – им смогли сохранить жизнь.
Но как теперь вернуть им веру в себя и окружающих, как научить правильно преодолевать препятствия? По словам замдиректора приюта Татьяны Самойловой, специалисты взяли на вооружение программу, рекомендованную Республиканским информационно-методическим центром социальной помощи семье и детям «Гаилэ», которую они дополнили своими наработками. Все это и легло в основу работы с воспитанниками, которые уже совершили попытки суицида или проявляют суицидальные мысли.
– Мы делаем ставку на комплексный подход: подключаем врачей центральной районной больницы, психологов, учителей школ, если надо, специалистов Республиканского психоневрологического диспансера – всех, кто может воздействовать на психику подростков, удержать их от шага в никуда, – рассказывает Резеда Халилова. – Подробнейшим образом обсуждаем ситуации на наших консилиумах, тщательно прописываем возможные шаги в индивидуальной программе реабилитации воспитанников. Делаем акцент на налаживание с ними доверительных отношений, стараемся с такими детьми чаще разговаривать, оказывать всяческую поддержку, обозначать их планы на будущее. Для кого-то могут оказаться достаточными тренинги общения, нацеленные на снижение конфликтности в общении, а кому-то необходима более разносторонняя помощь, учитывающая этапы прохождения горевания подростком.
По словам специалистов «Шатлыка», дополнительная сложность состоит в том, что ребятам, привыкшим к вольной жизни, трудно привыкнуть к строгому распорядку дня в приюте, они не хотят подчиняться никакой дисциплине, плохо контактируют с окружающими. Сократить период адаптации – на это направлены все технологии, которые используют в приюте.
– Чтобы проводить комплексную реабилитацию воспитанников, наши специалисты разрабатывают различные авторские программы – по формированию здорового образа жизни и семейных ценностей, патриотическому и нравственному воспитанию, театральной деятельности с использованием сказкотерапии, безопасному поведению, – подчеркивает Резеда Халилова. – Трудотерапии отводится основополагающая роль: полученные навыки обязательно пригодятся воспитанникам в их дальнейшей жизни. Кроме того, совместная работа очень успокаивает детей, учит нормально общаться друг с другом, гордиться результатами своего труда. Мы делаем все, чтобы заинтересовать воспитанников, помочь раскрыть свои таланты, все это помогает их успешной социализации. Нужно постоянно чем-то заинтересовывать ребят: наполненный досуг, чувство собственной востребованности помогают снизить высокий уровень тревожности, свойственный практически всем нашим воспитанникам.
Поэтому в приюте уделяют так много внимания всему, что способно их привлечь, постоянно внедряют новые технологии, которые могут заинтересовать подростков. Например, недавно воспитатель Татьяна Угарова начала практиковать плетение красивейших поделок из газетных трубочек, которое имитирует плетение из лозы. Освоила ее по материалам из Интернета, потом устроила мастер-класс для самых проблемных старших воспитанников. Причем выбирала наиболее привлекательные изделия – например, девчонкам предложила сплести изящные коробочки для косметики и бижутерии, мальчишкам – вазы в подарок мамам. Подростки в занятия сразу втянулись, и есть уже первые результаты. Например, 15-летняя Наталья из замкнутой, неуверенной в себе девушки превратилась в настоящую заводилу, у нее появилось много друзей. С 16-летней Валей, вспыльчивой и агрессивной, тоже пришлось непросто. Папы у девушки нет, мама пьет, живет в соседней респуб¬лике. Ни в какую не хотела ни учиться, ни прислушиваться к советам взрослых. Неожиданно оказалось, что у нее золотые руки – все получалось с первого раза, и плетение из газетных трубочек освоила быстро. Поделки воспитанников «Шатлыка», в том числе и Вали, заняли призовые места в районном творческом конкурсе, сейчас вместе с Татьяной Угаровой девочки готовятся к всероссийскому. Кстати, Валя подумывает сделать прикладное творчество своей профессией. Родителей специалисты тоже приглашают делать поделки вместе со своими чадами в действующий в приюте детско-родительский клуб «СемьЯ» – это дает большой эффект для реабилитации семьи.
А на днях взрослых позвали в клуб обсудить, как предотвратить у детей повторные суициды. На это заседание пригласили родителей шестерых воспитанников, которые до приюта уже пытались свести счеты с жизнью. «Педагогическая культура этих мам очень низка, поэтому мы подробно остановились на причинах, которые подталкивают детей к самоубийству, – рассказывает психолог приюта Римма Галямова. – Обратили внимание на словесные признаки суицида, которые возникают у несовершеннолетних в состоянии сильного душевного волнения, объяснили, как себя вести в таких случаях. Потом мы показали мамам фильм Ролана Быкова «Я сюда больше не вернусь», и он произвел на них огромное впечатление, многие плакали. Ведь его главная героиня очень напоминает их собственных детей – мама пьет, издевается над дочкой, та тщетно ищет друзей, не найдя, кончает жизнь самоубийством». Юрист приюта Бегайым Алишева прокомментировала для горе-родительниц статью 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», обсудила с ними кадры фильма. Одна из мам – у нее в приюте живут четверо детей – сама недавно прошла лечение от алкогольной зависимости, высказалась так: «Такое отношение – подлость матери по отношению к своему ребенку». Другие признались: после всего сказанного и увиденного почувствовали, что могут навсегда потерять своих детей. А завершил заседание традиционный творческий мастер-класс «Волшебный клубочек» – воспитанники вместе с мамами учились вязать крючком цветы самых разнообразных форм и оттенков. Возможно, и их жизнь вскоре заиграет более радужными красками...
Ирина ЧУДНОВСКАЯ